Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Социо-игровой подход к воспитанию и обучению

Перейти к: навигация, поиск

Социо-игровой подход (наряду со словом «подход» распространены термины «социо-игровой стиль», «методика», «технология») предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно внутри каждой из них[1]. Cоцио-игровой подход непосредственно обращён к особым возможностям режиссуры урока, общения и поведения учителя[2].

Он основывается на формировании и использовании учениками умений свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за развитием общего разговора и за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно[3].

В центре внимания его разработчиков и последователей – то, что позволяет педагогике быть реально практикующим искусством: практика работа учителя, которая строится на его внимании к взаимодействию с детьми, к общению с ними и их между собой[4].

История создания

Представления об особенностях социо-игрового стиля обучения сложились в 1970-е годы в результате объединения двух направлений педагогических исследований[5]:

В ходе работы были качественно переосмыслены привычные представления о задачах театральной педагогики в школе. В частности, был перенесён акцент с «актёрских» умений учителя на его умения осознавать своё поведение и понимать поведение детей:

«Школе не нужна театральная выразительность, которой прельщаются педвузы, приглашая для работы со студентами профессиональных актёров или преподавателей из театральных вузов. Режиссёры на театральной сцене стремятся показать борьбу идей, мнений. И чем эта борьба острее, тем выразительнее. В школе же ˝борьба˝ идей, мнений, интересов протекает совсем иначе: чем тише и осторожнее - тем полезнее и эффективнее. В театре хороший актёр выражает себя в образе. А хороший учитель занят другим. Он улавливает образы, которыми ребёнок пытается выразить себя сам. Учитель - зеркало, а не позёр перед ним»[6].

К 1980-м годам практика социо-игровых подходов оформилась и стала широко распространяться во многих регионах СССР; к началу 1990-х годов за ней закрепилось нынешнее название и вышли первые печатные работы, ей посвящённые[7].

В разные годы существенный вклад в разработку социо-игровых подходов вносили учителя-исследователи: Л.К. Филякина, С.В. Плахотников, М.В. Ганькина, Н.В. Жеребилова, Л.П. Аншукова, О.П.Травина и др. В 1980-х годах Лаборатория Театра стала сотрудничать с международной ассоциацией «Драма ин эдьюкейшен», обмениваясь опытом широкого использования театрального искусства в школе[8].

Таким образом, «социо-игровой подход» можно рассматривать, во-первых, как один из российских вариантов международного движения «театра в образовании» (англ. Theatre in education). Во-вторых, он тесно связан с принципами и практикой ровеснического образования, составляя одну из его важных сторон (во всяком случае, в педагогике Е. Е. Шулешко)[9]. С третьей стороны, социо-игровой подход зарекомендовал себя в качестве инструмента аккумулирования и переосмысления различного профессионального и культурного опыта в педагогических целях (изначальный репертуар игр и педагогических приёмов за прошедшие несколько десятилетий постоянно обогащался театральными, фольклорными, детскими, дидактическими и пр. играми, многочисленными элементами успешного опыта многих педагогов, открывая всё новые профессиональные возможности перед учителями).

Фотография характерного занятия в детском саду в социо-игровом стиле: - общая подвижность и динамичная смена мизансцен; - работа в малых группах; - дети увлечены ходом учебной работы, обсуждают её и сами оценивают свои успехи между собой; педагог не руководит и не оценивает, а «запускает» учебную работу, наблюдает за её ходом и за тем, как проявляют себя дети.

Три главные правила социо-игрового стиля[10]

  • Двигательная активность учеников[11].
  • Смена мизансцен, ролей, темпо-ритма на уроке.
  • Работа учеников малыми группами[12].

С этими правилами непосредственно связаны ключевые задачи учителя на уроке или воспитателя на занятии: «двигать, видеть, слышать себя; двигать, видеть, слышать других», а также принцип снятия с педагога оценивающей, судейской роли и передача её ученикам[13].

Педагогические «подтексты» речи и поведения и режиссёрские параметры «теории действий»

С точки зрения создателей и последователей социо-игровых подходов к обучению, специфика педагогического труда возникает тогда, когда работа учителя строится на его внимании к взаимодействию с детьми, их общения между собой и с учителем.

При этом оказываются особенно актуальны способы, позволяющие «вчитываться» в поведение окружающих и управлять собственным поведением. Благодаря им учителя при планировании и осуществлении своих действий могут предвидеть вариативность возможных откликов учеников. Одним из средств понимания «языка действий» выступают пять параметров из театральной теории действий[14], разработанной П. М. Ершовым:

  1. характер распределения инициативы: наступательно-оборонительная педагогика или педагогика доверия;
  2. характер взаимодействия: позиционный или деловой стиль отношений;
  3. представления об общности интересов: дружественность или враждебность поведения;
  4. образ соотношения сил: демонстрация силы или слабости;
  5. информативная направленность обучения: добывать или выдавать информацию?[15]

Наряду с этим в центре внимания находится направленность словесных действий; при этом более сложные способы воздействия сводятся к одиннадцати исходным более простым, «исходным», своего рода «азбуке» словесных действий[16]:

1) звать - воздействие на внимание;

2) ободрять/укорять - воздействие на чувства (эмоции) партнёра;

3) предупреждать/удивлять - воздействие на воображение;

4) узнавать/утверждать - воздействие на память;

5) объяснять/отделываться - воздействие на мышление;

6) приказывать/просить воздействие на волю.

Система этих и других параметров позволяют педагогу анализировать и осознанно менять своё поведение в зависимости от образовательных задач и своего понимания происходящего с учениками.

Рекомендации педагогам, использующим социо-игровой подход

  • Будьте готовы к собственным промахам.
  • Не «разжевывайте» смысл задания.
  • Обращайте внимание на интересные неожиданности.
  • Учитесь видеть в детских отказах ценные подсказки.
  • Умейте порадоваться шуму.
  • Старайтесь не столько учить и поучать, сколько слушать своих учеников
  • Старайтесь видеть перед собой на уроке не единственную цель, а множество возможных («Если гнаться за 133 зайцами, глядишь, с десяток и наловишь)[17].

Инновация как обновление традиций

Социо-игровой подход ставит своей целью улучшить обычные учебные занятия в школах и детских садах путём восстановления живого интереса учеников к происходящему на занятиях и воз­вращения учителям веры в самих себя, в свою индивидуальную интуи­цию[18].

Создатели социо-игровой педагогики полагают, что делать условия обучения более человеческими и уместными для детской психики зачастую помогают не столько непонятные учителям инновации, сколько «хорошо забытое старое». При этом речь идёт о возврате к традициям не официально-министерским, а народно-человеческим. В центре внимания – восстановление естественных взаимосвязей педагогики сотрудничества и педагогики народной и такое прочтение педагогической классики, которое становится действенным тогда, когда современным читатели приходят к высказанным великими педагогами идеям самостоятельно[19].

С другой стороны, социо-игровой подход советует учителям почаще возвращаться мыслями к прошлому, припоминая себя в школьном возрасте, чтобы сочувственно отнестись к тем условиям, в которых приходится трудиться современным детям[20]. В целом социо-игровой подход отстаивает реабилитацию методической самостоятельности педагога, представляя свои методики и приёмы в качестве не образца, а ресурсов, «почвы», основы для самостоятельных методических поисков и профессионального развития.

Цитаты о социо-игровом подходе

«Союз детей со взрослыми начинается с равноправия в заинтересованности. Для того чтобы детям любое игровое упражнение стало интересным, сам педагог, подающий игровые команды, должен быть увлечён. А это происходит, когда он подтянут, собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения детьми упражнения. Тогда возникает и равноправие в игре, тогда возникает и союз»[21].

«Для социо-игровой педагогики, прежде всего, важно… снять с педагога страх перед ошибкой. А страх исчезает в ситуации сотрудничества, равноправия и доброжелательного отношения к ошибкам сотрудников. <…> ˝Непогрешимый всезнайка˝ закрыт для новой информации, ему нужно лишь подтверждение своей значимости и непогрешимости. И наша задача — поменять эту позицию на позицию ученика.Первый этап занятий по социо-игровой педагогике преследует именно эту цепь — дать возможность <…>изнутри увидеть, что же происходит с теми, кого мы учим, взглянуть на себя со стороны»[22].

«Большое число решений ребёнку надо попробовать и перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить лишь при возможности сравнить себя с другими, а результаты своих действий с успехами или неуспехами других детей… Такая оценка, отработанная собственными усилиями, гораздо полезнее для развития ребёнка, чем оценка ˝хорошо˝ и ˝нехорошо˝ со стороны педагога. Поэтому с позиций социо-игрового подхода учительские объяснения, предписания и оценки действий детей суть наименее желательный способ организации их работы и общения»[23].

Литература

Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения. М.: Первое сентября, 2000.

Букатов В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина.СПб: Речь, Образовательные проекты 2010.

Букатов В.М., Ганькина М.В. Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Библиотечка «Первого сентября» (6 вып). М., 2006 / Эл публ. http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/197

Букатов В.М. Шишел-мышел взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2008.

Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки физии, математики, географии, химии и педагогики. Пособие по социоигровой педагогике. К.: Шкiльний cвiт, 2005.

Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия социо/игровых приемов обучения на школьных уроках в начальных классах. Спб.: Школьная лига, 2013.

Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. Спб.: Школьная лига, 2013.

Ганькина М.В. Грамматическая аптечка. Неотложная помощь в правописании. М.: Генезис, 2010.

Ганькина М.В., Ершова А.П. О том, как полезно учителю побывать в шкуре ученика. Практикум по педагогическому мастерству. М.: Чистые пруды, 2008.

Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

Ершов П.М. Искусство толкования: в 2 кн. Дубна, 1997

Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режис­сура поведения учителя. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.: Флинта, 2006 (и последующие издания).

Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. Красноярск, 1999.

Ершова А.П., Букатов В. М. Театральные подмостки школьной дидактики / Эл. публ. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/ershova-ap-bukatov-v-m-teatralnye-podmostki-shkolnoy-didaktiki-istoriya-socioigrovoy-pedagogiki

Ершова А.П., Гутина О.М. Учитель в роли ученика. Основы социоигровых семинаров для педагогов / эл. публ. на сайте «Театральная библиотека»: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/ershova-ap-gutina-om-uchitel-v-roli-uchenika-osnovy-socioigrovyh-seminarov-dlya-pedagogov

Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под ред. В.М.Букатова. СПб: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008 (и последующие издания).

Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005 / Эл. публ. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/5/5/7

Ручной уголок. Книга первая. Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе / под ред. А.Русакова, М.Ганькиной. СПб.: Образовательные проекты, 2011.

Филякина Л.К. Математические вариации. М.: МЦНМО, СПб.: Школьная лига, 2013.

Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск, 1990.

Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга первая. Условия успеха. СПб.: Образовательные проекты, 2011.

Интернет-ресурсы:

  • сайт «Открытый урок»: http://www.openlesson.ru
  • сайт «Класс-театр»: http://www.klass-teatr.ru
  • учебный курс «Педагогика как режиссура детской заинтересованности»: http://setilab.ru/modules/courses/view.category.php/6

Примечания

  1. http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/60)
  2. Это отражено в названии наиболее популярной книги, ему посвящённой: Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. 4-е изд. М.: Флинта, 2010.
  3. Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. — Красноярск, 1990.
  4. http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/60
  5. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/5/5/7
  6. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд.. — М.: Флинта, 2010. — С. 15-16.
  7. См. напр.: Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. — Красноярск, 1990.
  8. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/ershova-ap-bukatov-v-m-teatralnye-podmostki-shkolnoy-didaktiki-istoriya-socioigrovoy-pedagogiki
  9. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга первая. Условия успеха. — СПб, 2011. — С. 68-89.
  10. http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1224
  11. Особое внимание к двигательной активности напрямую связано с традициями театральной педагогики. По формулировке А.П. Ершовой: «Первоосновой профессионального вооружения артиста я считаю совершение им открытия того, что физических действий без психических и психических без физических не бывает. Внимание к так называемым «психическим» действиям, переведённым в физические, является бесконечным, интересным, профессиональным полем внимания и деятельности каждого артиста». См. Ершова А.П. Театральная педагогика. 2004-2005. Эл. публ. http://refdb.ru/look/2825798-pall.html
  12. http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/view.article.php/c24/295/p61)
  13. http://www.openlesson.ru/?page_id=451
  14. Ершов П.М. Искусство толкования. — в 2 кн.. — Дубна, 1997.
  15. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд.. — М.: Флинта, 2010. — С. 42-194.
  16. См. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. 4-е изд. М.: Флинта, 2010. С. 23-41; Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга первая. Условия успеха. СПб, 2011. С. 96-103
  17. http://www.openlesson.ru/?p=1702#2.2
  18. http://setilab.ru/modules/courses/view.article.php/c6/19/p2
  19. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. — Красноярск, 1990. — С. 3-4.
  20. Сочинять новое или вспоминать старое? // Начальная школа : приложение к газете Первое сентября. — 2004. — № 8.
  21. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: педагогам о социо-игровом стиле работы. — Красноярск, 1999.
  22. http://theater111.ru/science07.php
  23. http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/60

Социо-игровой подход к воспитанию и обучению.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24