Также строй в военном деле России означает состав формирования (пример: Корабль введён в стройКаспийской флотилии военно-морского флота вооружённых сил.)
походным — этот строй для перемещений, с песней и без неё, и действий в пешем порядке и на машинах. Он должен обеспечивать сохранение сил личного состава, высокую скорость движения и быстрое развертывание формирования в предбоевой порядок. Походный строй — строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром;
предбоевым — позволяет двигаться с достаточной скоростью, без задержек преодолевать препятствия и при виде врага быстро доразворачиваться в боевой порядок;
боевым — позволяет эффективно и с малыми потерями выполнить боевую задачу;
парадным — этот строй для прохождения торжественным маршем пешим порядком, верхом и/или на машинах;
пешим;
конным;
машинным.
Управление
Управление строем осуществляется воинскими начальниками (командир, командующий и так далее) командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
Команды и приказания могут передаваться через командиров подразделений и назначенных наблюдателей.
Элементы
Строй имеет следующие элементы:
Шеренга (польск.szereg, от итал.schiera) — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии плечо с плечом[2], на установленных интервалах[3].
Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).
Тыл (тыльная сторона) — сторона или часть строя, боевого порядка, оперативного построения войск (сил), противоположная фронту.
Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.
Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
Ширина строя — расстояние между флангами.
Линия машин — строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.
Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).
Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.
Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
Строи отделения в пешем порядке
В соответствии с строевым уставом, в России для каждого вида и типа формирования существуют свои строи, в пешем порядке и на машинах. Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации определяет следующие строи для формирования типа отделение в пешем порядке:
аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его;
в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию;
соблюдать требования безопасности;
не выходить из строя (машины) без разрешения;
в строю без разрешения не разговаривать и не курить;
быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
Строй кораблей
Одно из главных требований, предъявляемых боевому строю военных кораблей, заключается в том, чтобы не только передвигаться к месту (во время) морского сражения, но и предоставить каждому судну возможность максимально использовать свои сильные стороны, наступательные и оборонительные, прикрывая в то же время слабые; для этого каждый корабль должен лежать на наивыгоднейшем курсовом утле и находиться в наиболее удобном для данного момента боя расстоянии от неприятеля[4].
В Военно-морском флоте, уже традиционно, используются следующие способы расположения: