Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Сольтание иран

36°26′02.3″ с. ш. 48°47′45.7″ в. д. / 36.433972° с. ш. 48.796028° в. д. (G) (O)

Сольтание*
سلطانيه**
Всемирное наследие ЮНЕСКО

Мавзолей ильхана Олджейту
Страна  Иран
Тип Культурный
Критерии ii, iii, iv
Ссылка 1188
Регион*** Объекты ЮНЕСКО в Азии
Включение 2005  (29 сессия)


* Название на сайте «ЮНЕСКО–Наследие»
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Сольтание, Солтание, Султания [1] (перс. سلطانيه‎) — населённый пункт в иранском остане Зенджан, расположенный между центром провинции и Абхаром.

Содержание

История

Город был заложен при ильхане государства Хулагуидов Аргуне (12841291), возобновлено строительство в 1305 году ильханом Олджейту (13041316). По словам Рашид ад-Дина, Аргун «основал город, [вывел] источники и проложил водопроводы. Он израсходовал громадные деньги на это место, но по причине короткой жизни [Аргун-хана] оно в его дни осталось недостроенным. Олджейту-султан в дни своего царства его достроил и положил ему имя Султанийе» [2]. Сольтание стал столицей Хулагуидов вместо Тебриза.

Придворные ильхана стремились превзойти друг друга в украшении новой столицы. В частности, визирь Рашид ад-Дин построил на свои средства квартал, состоящий более чем из тысячи домов. Строительство города было завершено в 1313 году; длина окружавшей его стены должна была составить около 30 тысяч шагов, но при жизни Олджейту она не была завершена. Главными экономическими факторами расцвета Сольтание были выгодное положение на караванных маршрутах и близость летних кочёвок монголов. Население города, жившее за счёт выполнения заказов ханского двора и торговли, отличалось пестротой. Здесь селились выходцы из многих областей, говорившие на разных языках и придерживавшиеся различных религиозных взглядов.

Сольтание был узловым пунктом на индо-иранском торговом маршруте, ведшем от Гуджарата через Оманский залив к Ормузу, а затем через Керман, Йезд, Кашан и Саве к Зенджану. От Ормуза до Сольтание было 60 дней пути [3]. На северо-запад от Зенджана дорога вела к Тебризу, а оттуда — в Малую Азию. Европейские купцы охотно пользовались этим маршрутом, поскольку ильханы взимали с иностранцев весьма незначительные пошлины (в отличие от египетских султанов, контролировавших маршруты через Красное море) и позволяли перевозить любые товары в любом направлении. [4]

Сольтание: мавзолей Олджейту и остатки крепости. Рисунок Р. К. Портера, ок. 1817—1820

В 1384 году Сольтание, ставший к этому времени частью государства Джалаиридов, был без труда захвачен Тимуром и вошёл в состав его империи [5]. Пришедший в упадок при Джалаиридах, город снова расцвёл при Тимуре и его потомках. По свидетельству испанского посла Гонсалеса де Клавихо, город был расположен в равнине и не обнесён стеной, но имел крепость из тёсаного камня с толстыми стенами и красивыми башнями. Уступая по обширности Тебризу, Сольтание имел бо́льшее торговое значение; сюда привозился шёлк из Гиляна и Шемахи, шёлковые и другие ткани и ковры из Южной Персии, индийские товары из Ормуза [3]. Торговля здесь была свободной для всех арабских, еврейских и христианских купцов, прибывающих из Азии, Африки и Европы [6]. Гонсалес де Клавихо, принятый в Сольтание сыном Тимура Миран-шахом в 1404 году, отмечает большое скопление купцов, в том числе множество генуэзцев и венецианцев, собравшихся на большую ежегодную ярмарку [7].

После Тимура город стал приходить в упадок и к концу XVI века утратил своё былое великолепие. В XVII веке в нём было около 6000 жителей; в XIX веке — около 300 семейств. Фетх Али-шах (1797—1834) построил здесь летний дворец и цитадель, планируя восстановление города под названием Султанабад, но после русско-персидской войны 1826—1828 гг. этот план был оставлен.

Архиепископство Сольтание

Начиная со второй половины XIII века Ближний Восток был сферой миссионерской деятельности орденов католической церкви — францисканцев и доминиканцев. С конца века на землях государства Хулагуидов и сопредельных территориях существовал францисканский викариат Восточной Татарии с центром в Тебризе. Буллой Redemptor noster (от 1 апреля 1318 года) папа Иоанн XXII утверждал на месте этого викариата архиепископство с центром в Сольтание и передавал его в руки доминиканцев. Кроме владений Хулагуидов к нему были причислены Чагатайский улус, Индия и Эфиопия. Первым архиепископом Сольтание был назначен Франко из Перуджи. Спустя месяц Франко были приданы шесть суффраганных (подчинённых) епископов, в том числе его будущий преемник Гийом Адам, путешественник и автор проекта крестового похода. [8]

Между 1320 и 1329 годом были основаны епархии в Мераге, Тебризе и Тифлисе, в 1350 — в Нахичеване, который спустя столетие стал местом резиденции архиепископа в связи с упадком Сольтание.[9] Другими центрами епархий в своё время стали Измир, Сивас, Самарканд. Иоанн III, восьмой архиепископ, получивший посвящение в 1398 году, проявил себя также как дипломат, выполнявший поручения Тимура при дворах европейских королей. [6]

Архитектура

Интерьер мавзолея Олджейту

Ещё при жизни Олджейту зодчим Али-Шахом из Тебриза в Сольтание был построен мавзолей ильхана. Здание находилось внутри крепости, периметр которой составлял примерно 2000 шагов. Постройки сильно пострадали при землетрясении в начале XIX века.

Мавзолей Олджейту — выдающийся памятник средне-иранского зодчества. Это восьмигранное трёхъярусное здание 52 метров высотой, с двумя галереями в стенах (нижняя открыта внутрь, верхняя — наружу). Увенчан высоким заострённым куполом с двойной оболочкой (диаметр 24,5 м, высота 20 м). Купол был окружён восемью стройными башнями наподобие минаретов. Это самый ранний в Иране пример двухслойного купола, а также один из крупнейших в мире куполов, построенных из кирпича. Мавзолей декорирован бирюзовыми изразцами, поливными плитками, резными стуком и терракотой. Строительство было в основном завершено к 1309 году, когда Олджейту, ставший незадолго до этого шиитом, решил перенести в мавзолей мощи шиитских святых. В связи с этим узор на стенах было включено имя Али. Позднее ильхан отказался от своей идей, и декор был изменён [10].

Мавзолей Олджейту послужил образцом для гробницы Тимура Гур Эмир в Самарканде [11], а некоторыми исследователями в связи с неординарностью украшений интерьера характеризуется как «предвосхищение Тадж-Махала» [12].

В Сольтание находятся ещё два восьмигранных мавзолея: Челеби Оглу (построен около 1330 г.) и Мавлана Хасана Каши (1565, перестроен в первой половине XIX в.) [13].

В июле 2005 года Международный комитет всемирного наследия ЮНЕСКО (World Heritage Committee) внёс Сольтание в список объектов всемирного наследия [14] .

Примечания

  1. Другие варианты произношения — Султанийа, Султанея, Султанийе, Солтанийе, Султанийэ
  2. Сборник летописей. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1946. — Т. 3. — С. 130, прим. 402.
  3. 1 2 Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана // Бартольд В. В. Сочинения. — М. — Т. VII: Работы по исторической географии и истории Ирана. — С. 201-202.
  4. После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий / Вступительная статья Я. М. Света. — М.: Наука, 1968. — С. 48—51.
  5. The Cambridge history of Iran. — Cambridge University Press, 1986. — Т. 6: The Timurid and Safavid periods. — P. 51. — ISBN 0521200946
  6. ↑ Иоанн де Галонифонтибус. Книга познания мира // Сведения о народах Кавказа (1404 г.). — Баку: Элм, 1979.
  7. The Cambridge history of Iran. — Cambridge University Press, 1986. — Т. 6: The Timurid and Safavid periods. — P. 376. — ISBN 0521200946
  8. После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий. — С. 98.
  9. The Cambridge history of Iran. — Cambridge University Press, 1986. — Т. 6: The Timurid and Safavid periods. — P. 374. — ISBN 0521200946
  10. Искусство Ирана. Всеобщая история искусств. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 12 марта 2009.
  11. Il-khanids. II. Architecture  (англ.). Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 10 ноября 2010.
  12. Soltaniyeh. UNESCO World Heritage Centre. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 10 ноября 2010.
  13. Сольтание // Популярная художественная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — Т. II. — С. 251.
  14. Купол Сольтание внесен в список мирового культурного наследия (16 июля 2005). Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 12 марта 2009.

Литература

  • Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана // Бартольд В. В. Сочинения. — М.: Наука, 1971. — Т. VII: Работы по исторической географии и истории Ирана. — С. 201-202.
  • История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958. — 390 с.

Ссылки

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1188
рус. • англ. • фр.
  • Искусство Ирана. Всеобщая история искусств. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 10 ноября 2010.
  • Сольтание — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  • Soltaniyeh. UNESCO World Heritage Centre. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 10 ноября 2010.
  • Sultaniya. ArchNet. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 10 ноября 2010.

Сольтание иран.

Беспрецедентная защита крепости Дойчкройц, Planner (значения).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24