Сольтание* | |
---|---|
سلطانيه** | |
Всемирное наследие ЮНЕСКО | |
|
|
Мавзолей ильхана Олджейту
|
|
Страна | Иран |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iii, iv |
Ссылка | 1188 |
Регион*** | Объекты ЮНЕСКО в Азии |
Включение | 2005 (29 сессия)
|
* Название на сайте «ЮНЕСКО–Наследие» ** Название в официальном англ. списке *** Регион по классификации ЮНЕСКО |
Сольтание, Солтание, Султания [1] (перс. سلطانيه) — населённый пункт в иранском остане Зенджан, расположенный между центром провинции и Абхаром.
Содержание |
Город был заложен при ильхане государства Хулагуидов Аргуне (1284—1291), возобновлено строительство в 1305 году ильханом Олджейту (1304—1316). По словам Рашид ад-Дина, Аргун «основал город, [вывел] источники и проложил водопроводы. Он израсходовал громадные деньги на это место, но по причине короткой жизни [Аргун-хана] оно в его дни осталось недостроенным. Олджейту-султан в дни своего царства его достроил и положил ему имя Султанийе» [2]. Сольтание стал столицей Хулагуидов вместо Тебриза.
Придворные ильхана стремились превзойти друг друга в украшении новой столицы. В частности, визирь Рашид ад-Дин построил на свои средства квартал, состоящий более чем из тысячи домов. Строительство города было завершено в 1313 году; длина окружавшей его стены должна была составить около 30 тысяч шагов, но при жизни Олджейту она не была завершена. Главными экономическими факторами расцвета Сольтание были выгодное положение на караванных маршрутах и близость летних кочёвок монголов. Население города, жившее за счёт выполнения заказов ханского двора и торговли, отличалось пестротой. Здесь селились выходцы из многих областей, говорившие на разных языках и придерживавшиеся различных религиозных взглядов.
Сольтание был узловым пунктом на индо-иранском торговом маршруте, ведшем от Гуджарата через Оманский залив к Ормузу, а затем через Керман, Йезд, Кашан и Саве к Зенджану. От Ормуза до Сольтание было 60 дней пути [3]. На северо-запад от Зенджана дорога вела к Тебризу, а оттуда — в Малую Азию. Европейские купцы охотно пользовались этим маршрутом, поскольку ильханы взимали с иностранцев весьма незначительные пошлины (в отличие от египетских султанов, контролировавших маршруты через Красное море) и позволяли перевозить любые товары в любом направлении. [4]
В 1384 году Сольтание, ставший к этому времени частью государства Джалаиридов, был без труда захвачен Тимуром и вошёл в состав его империи [5]. Пришедший в упадок при Джалаиридах, город снова расцвёл при Тимуре и его потомках. По свидетельству испанского посла Гонсалеса де Клавихо, город был расположен в равнине и не обнесён стеной, но имел крепость из тёсаного камня с толстыми стенами и красивыми башнями. Уступая по обширности Тебризу, Сольтание имел бо́льшее торговое значение; сюда привозился шёлк из Гиляна и Шемахи, шёлковые и другие ткани и ковры из Южной Персии, индийские товары из Ормуза [3]. Торговля здесь была свободной для всех арабских, еврейских и христианских купцов, прибывающих из Азии, Африки и Европы [6]. Гонсалес де Клавихо, принятый в Сольтание сыном Тимура Миран-шахом в 1404 году, отмечает большое скопление купцов, в том числе множество генуэзцев и венецианцев, собравшихся на большую ежегодную ярмарку [7].
После Тимура город стал приходить в упадок и к концу XVI века утратил своё былое великолепие. В XVII веке в нём было около 6000 жителей; в XIX веке — около 300 семейств. Фетх Али-шах (1797—1834) построил здесь летний дворец и цитадель, планируя восстановление города под названием Султанабад, но после русско-персидской войны 1826—1828 гг. этот план был оставлен.
Начиная со второй половины XIII века Ближний Восток был сферой миссионерской деятельности орденов католической церкви — францисканцев и доминиканцев. С конца века на землях государства Хулагуидов и сопредельных территориях существовал францисканский викариат Восточной Татарии с центром в Тебризе. Буллой Redemptor noster (от 1 апреля 1318 года) папа Иоанн XXII утверждал на месте этого викариата архиепископство с центром в Сольтание и передавал его в руки доминиканцев. Кроме владений Хулагуидов к нему были причислены Чагатайский улус, Индия и Эфиопия. Первым архиепископом Сольтание был назначен Франко из Перуджи. Спустя месяц Франко были приданы шесть суффраганных (подчинённых) епископов, в том числе его будущий преемник Гийом Адам, путешественник и автор проекта крестового похода. [8]
Между 1320 и 1329 годом были основаны епархии в Мераге, Тебризе и Тифлисе, в 1350 — в Нахичеване, который спустя столетие стал местом резиденции архиепископа в связи с упадком Сольтание.[9] Другими центрами епархий в своё время стали Измир, Сивас, Самарканд. Иоанн III, восьмой архиепископ, получивший посвящение в 1398 году, проявил себя также как дипломат, выполнявший поручения Тимура при дворах европейских королей. [6]
Ещё при жизни Олджейту зодчим Али-Шахом из Тебриза в Сольтание был построен мавзолей ильхана. Здание находилось внутри крепости, периметр которой составлял примерно 2000 шагов. Постройки сильно пострадали при землетрясении в начале XIX века.
Мавзолей Олджейту — выдающийся памятник средне-иранского зодчества. Это восьмигранное трёхъярусное здание 52 метров высотой, с двумя галереями в стенах (нижняя открыта внутрь, верхняя — наружу). Увенчан высоким заострённым куполом с двойной оболочкой (диаметр 24,5 м, высота 20 м). Купол был окружён восемью стройными башнями наподобие минаретов. Это самый ранний в Иране пример двухслойного купола, а также один из крупнейших в мире куполов, построенных из кирпича. Мавзолей декорирован бирюзовыми изразцами, поливными плитками, резными стуком и терракотой. Строительство было в основном завершено к 1309 году, когда Олджейту, ставший незадолго до этого шиитом, решил перенести в мавзолей мощи шиитских святых. В связи с этим узор на стенах было включено имя Али. Позднее ильхан отказался от своей идей, и декор был изменён [10].
Мавзолей Олджейту послужил образцом для гробницы Тимура Гур Эмир в Самарканде [11], а некоторыми исследователями в связи с неординарностью украшений интерьера характеризуется как «предвосхищение Тадж-Махала» [12].
В Сольтание находятся ещё два восьмигранных мавзолея: Челеби Оглу (построен около 1330 г.) и Мавлана Хасана Каши (1565, перестроен в первой половине XIX в.) [13].
В июле 2005 года Международный комитет всемирного наследия ЮНЕСКО (World Heritage Committee) внёс Сольтание в список объектов всемирного наследия [14] .
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1188 рус. • англ. • фр. |
Сольтание иран.
Беспрецедентная защита крепости Дойчкройц, Planner (значения).