Северо-Западная хорда — строящаяся автомобильная дорога в Москве. Планируется, что дорога разгрузит центр города, Третье транспортное кольцо и МКАД, а также обеспечит связь между северо-восточными и юго-западными районами[1]. Трасса пройдёт по территории четырёх московских округов: Западного, Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного[1].
Кроме Северо-Западной хорды в Москве планируется строительство ещё трёх аналогичных магистралей: Северо-Восточная хорда (от строящейся платной трассы Москва-Санкт-Петербург до Рязанского проспекта через Ярославское шоссе и построенный участок Четвертого транспортного кольца), Южная рокада (от Рублёвского до Каширского шоссе) и Юго-Восточная хорда (от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе). Эти магистрали являются альтернативой Четвёртому транспортному кольцу, от строительства которого столичные власти отказались в декабре 2010 года.[2]
Содержание |
Впервые проект Северо-Западной хорды наряду с другими хордовыми магистралями появился в генплане 1971 года[1][3] — когда было решено отказаться от строительства Четвёртого транспортного кольца из-за его крайней дороговизны (стоимость строительства ЧТК оценивалась в 1 триллион рублей при длине в 74 км).
. Но тогда эти планы не были реализованы и вернулись к ним только в 2011 годуСеверо-Западную хорду планируют строить в пять этапов:
Каждый участок Северо-Западной хорды проходит все установленные законом процедуры (общественные слушания, информирование граждан, экологическая и прочие экспертизы и пр.) по отдельности.
В рамках строительства 2 участка Северо-Западной хорды предполагается строительство эстакад на пересечении Большой Академической улицы с улицей Зои и Александра Космодемьянских (под эстакадой расположится парковка на 113 автомобилей) и на пересечении Большой Академической улицы и 4-го Новомихайловского проезда (под эстакадой — парковка на 104 автомобиля). Кроме того будет построен тоннель под перекрёстком улиц Прянишникова и Михалковской и левоповоротный тоннель с Большой Академической улицы на проектируемую трассу Москва — Санкт-Петербург. Для пешеходов предусмотрены 8 внеуличных (подземных и надземных) пешеходных переходов.
В рамках строительства 3 участка Северо-Западной хорды предполагается строительство тоннеля на пересечении улицы Народного Ополчения и Берзарина, а также двух новых мостов через Москву-реку.
По состоянию на апрель 2013 года:
Северо-Западная хорда соединит крупные автомобильные магистрали северо-западной части Москвы: Сколковское, Можайское, Рублёвское, Звенигородское, Ленинградское, Волоколамское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское шоссе, пройдя по территории четырёх административных округов (ЗАО, СЗАО, САО и СВАО). Существует проект соединения Северо-Западной хорды с новой платной федеральной автодорогой «Москва-Санкт-Петербург»[11].
Начавшись от Сколковского шоссе, Северо-Западная хорда включит в свой состав следующие улицы: Вяземская (движение от Можайского шоссе к Сколковскому шоссе), Витебская (движение от Сколковского шоссе к Можайскому шоссе), Толбухина (движение от Запорожской улицы в сторону Можайского шоссе), Кубинка (движение от Можайского шоссе в сторону Запорожской улицы)[12], Боженко, Ярцевская, Крылатская, Нижние Мнёвники, Народного Ополчения и Алабяна. Затем трасса через построенный Алабяно-Балтийский тоннель выйдет минуя Балтийскую улицу к Большой Академической улице. Далее хорда пойдёт частью по 3-му Нижнелихоборскому проезду и Станционной улице, потом вдоль Малого кольца МЖД по Сигнальному проезду, Берёзовой аллее и проезду Серебрякова до Ярославском шоссе[1][13].
Таким образом, Северо-Западная хорда пройдёт или коснётся территорий 16 районов города Москвы: Можайский, Кунцево, Крылатское, Щукино, Хорошёво-Мнёвники, Сокол, Аэропорт, Коптево, Войковский, Тимирязевский, Бескудниковский, Свиблово, Ярославский, Отрадное, Марфино, Останкинский.
Общая протяжённость автодороги составит 29,1 км, из которых 27,8 км — существующая дорожная сеть[1]. Планируется строительство 9 эстакад протяжённостью 4,8 км и 11 тоннелей протяжённостью 6,4 км (самый протяжённый — Алабяно-Балтийский тоннель длиной 2150 м), кроме того будут построены два новых моста через Москву-реку (новый мост через Карамышевское спрямление Москва-реки над шлюзом № 9 Канала имени Москвы и дополнительный мост к существующему Крылатскому).
Предварительно стоимость строительства Северо-Западной хорды оценивалась в 30—32 млрд рублей[14][15]. Полная стоимость строительства без Алабяно-Балтийского тоннеля оценивалась в 2011 году примерно в 38 млрд рублей[16], строительство Алабяно-Балтийского тоннеля оценивалось в 40 млрд рублей, но в настоящий момент его стоимость составила 63 млрд рублей[17][18].
Основные трудности технического характера на участках, где работы по строительству новых и реконструкции существующих объектов дорожной инфраструктуры, возникли при строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля. При строительстве участка, проходящего под Замоскворецкой линией Московского метрополитена пришлось построить железобетонный щит весом в несколько тысяч тонн. При строительстве участка под руслом подземной речки Таракановки пришлось очищать русло реки и строить новый бетонный коллектор. Немалые сложности возникли при строительстве под путями Рижского направления МЖД: снимались рельсы на участке пути, строился тоннель, потом рельсы возвращались на место и работы перемещались на следующий участок[19]. Сложные гидрогеологические условия строительства также стали причиной двух аварий: в 2009 году участок стройплощадки на Балтийской улице был полностью затоплен при сильном ливне, а в 2011 году обрушилась часть стены тоннеля на площади 20 м2.
Кроме того, одной из трудностей является противодействие части жителей домов, находящихся на первой линии реконструируемых улиц.
Часть жителей района Коптево (в основном с Большой Академической улицы) выступают против реконструкции улицы с расширением[20][21] и предлагают более дорогостоящий вариант перенаправления транспортного потока вдоль Окружной железной дороги[22]. Часть жителей района Щукино (в основном с улицы Народного Ополчения) также протестуют против проекта реконструкции улицы[23]. Кроме того, против проекта прохождения Северо-Западной хорды выступает часть жителей района Кунцево — часть жителей улиц Боженко и Ярцевская[24][25]. Против строительства Северо-Западной хорды по планируемому маршруту раздаются протесты и в других московских районах — Крылатское, Хорошёво-Мнёвники[26][27], Строгино, Сокол, Можайский[28].
По итогам слушаний власти города стараются внести изменения в проект Северо-Западной хорды[29]. Так, были изменены первоначальные планы реконструкции Большой Академической улицы[30][31].
В рамках строительства хорды в районе Щукино с 20 по 23 марта 2013 года был вырублен бульвар на улице Народного Ополчения, часть деревьев вдоль железнодорожной ветки на улице Берзарина, а также сирень вокруг стелы генералу Берзарину. Уничтожение зелёных насаждений вызвало недовольство местных жителей. Согласно информационному щиту НПО «Космос», всего вырублено 825 деревьев. По словам представителя пресс-службы столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, взамен вырубленных деревьев на улице Народного Ополчения планируется посадить 177 каштанов и клёнов остролистных[32].
Северо-западная хорда в кунцево, северо-западная хорда зао план.
Обретение мощей, Айям-аль араб, Кантцов, Талды-Суу (Иссык-Кульская область).