Святые Сергей и Вакх (также Саркис и Бахус) — солдаты Римской империи в III веке. Почитаются святыми мучениками Римской католической церковью и Восточными православными церквями. Согласно их агиографии, Сергей и Вакх были офицерам в армии цезаря Галерия Максимиануса, они занимали важные должности при нём и были его фаворитами до тех пор, пока не стало известно, что они тайные христиане. За это они были подвергнуты жестоким пыткам, во время которых Вакх погиб; впоследствии и Сергей был обезглавлен. В их честь было построено несколько церквей в разных городах, включая Константинополь и Рим. День их памяти приходится на 7 октября.
Близкая и тесная дружба Сергея и Вакха очень сильно подчёркивается в их агиографии и житие, делая их одну из самых известных пар святых. Их близость привела историка Джона Босуэлла к предположению, что их связь была романтической; хотя это предположение не нашло отклика в традиционных общинах, но оно привело к прославлению святых Сергея и Вакха в христианской гей-общине.
Содержание |
История о святых рассказана в греческом тексте под названием «Страсти Сергея и Вакха». Их жизнь прошла при императоре Галерии (305—311 годы н. э.). Этот текст содержит множество анахронизмов и противоречий, которые затрудняют определение точного времени написания этого текста, но всё же его можно отнести к V веку н. э.[1]
Согласно тексту, Сергей и Вакх были римскими гражданами и занимали высокие офицерские чины в римской армии, но их тайна о том, что они христиане, была раскрыта, когда они попытались избежать сопровождения римского чиновника в языческий храм вместе с остальными его телохранителями. После того как они настоятельно отказались приносить жертвы богу Юпитеру в присутствии императора Галерия, они были публично унижены — их связали цепями, одели в женские платья и провели по всему городу. Галерий затем оправил их в Месопотамию, чтобы их судил Антиох, местный военачальник и старый друг Сергея. Антиоху не удалось отговорить их отречься от своей веры. Вакх был избит до смерти. На следующий день дух Вакха явился Сергею и поддержал его в том чтобы оставаться сильным и стойким для того чтобы им быть вместе навеки. Следующие несколько дней Сергей подвергся жестоким пыткам и в конце концов обезглавлен в городе Расафа, где его смерть сопровождалась необычайными чудесами.[1]
«Страсти» наполнены сверхъестественным событиями и историческим анохронизмами и признаются как не надежный исторический источник. Текст был датирован серединой пятого века нашей эры, и не существует никакого свидетельства о почитании Сергея и Вакха до 425 года, а это спустя 100 лет после описанной их смерти. Поэтому существует большое сомнение в историчности их личности.[1]
Нет никаких точных доказательств того, что схолы Сергея и Вакха были использованы императором Галерием или каким либо другим императорам до Константина I. Известно что преследование христиан началось в армии задолго до того, как оно началось повсеместно, так что сомнителен факт, что даже тайные христиане смогли дослужится до высоких рангов в армии. Также не существует никаких доказательств существования в то время монахов, как описано в житие: там монах находит тело Сергея на берегах Евфрата.[1]
Итальянский историк Пио Франчи Де Кавальери утверждает на том, что «Страсти Сергея и Вакха» основаны на ранее потерянных «страстях» Ювентуса и Макиминуса — это два святых, которые были казнены при императоре Юлиане II Отступнике в 363 году. Он отмечает, что именно при Юлиане солдат христиан наказывали, одевая в женские платья всем напоказ. Дэвид Вудс также потверждает эту идею, указывая на историка Зосиму, который в своей Historia Nova описывает случай, когда Юлиан наказывает солдат-отступников именно таким способом, тем самым потверждая, что автор «Страсти Сергея и Вакха» позаимствовал материал из историй о мучениках времён скорее Юлиана, нежели Галерия.
Прославление двух святых датируется пятым веком нашей эры. Святилище Сергею было построено в городе Ресафа, переименованном в Сергиополис в 425 году.[1] Это святилище было построено из глиняных кирпичей во время правления епископа Александра Иерапольского.
«Страсти Сергея и Вакха» датируется V веком, на основании того, что в тексте строительство святилища описывается как недавнее событие. Храм был перестроен камнем в 518 году. Храм стал окормлятся важными политическими фигурами, включая римского императора Юстиниана I, царя Сасанидов Хосрова II и правителя Гассанидов Аль-Мундира.[1][2][3]
Популярность культа Сергея и Вакха росла очень быстро в течение пятого века, наряду с ростом значимости культа мучеников, особенно мучеников-солдат.[1] В Византийской империи они были прославлены как покровители армии. Небольшая монастырская церковь была построена в их честь в Константинополе Юстинианом Первым в 527 году. Сергей был очень известным святым в Сирии и христианской Аравии.
Город Ресафа, который стал епархиальном центром, был переименован в Сергиополис, где сохранились мощи святого и была построена базилика. Город был улучшен императором Юстинианом и стал одним из величайших центров паломничества на Востоке. Многие другие церкви были построены в честь Сергея и Вакха. В Риме в IX веке была построена церковь Santi Sergio e Bacco. Христианское искусство изображает их как двух солдат в военной форме с ветвями пальмы в их руках. Дни поминовения их проходит 7 октября. Кочевник пустынь видят в св. Сергии своего покровителя.
Св. Сергей почитается также Армянской церковью. Трёхдневный пост предшествует дню празднования.
Сергей и Вакх — это классический пример святых как пары. Историк Джон Босуэлл считает их самой влиятельной парой, даже более, чем святых Петра и Павла.[5] В своей книге «Однополые союзы в современной Европе» Босуэлл настаивает на том, что отношения святых Сергея и Вакха были романтическим, подтверждая это текстом их жития, где написано, что они были «возлюбленные».[6] Он даже предположил, что оба мужчины был соединены обрядом братования, что являлось ранней формой христианского однополого брака или благословления, тем самым утверждая идею толерантного отношения ранних христиан к гомосексуальности.[6]
Методы и выводы Босвелла были подвергнуты критике многими историками.[1][7][8][9][10][11] Несмотря на это, Святые Сергей и Вакх стали прославленными святыми в христианской гей-общине.[12][13] Пример этого - икона, написанная францисканцем Робертом Лентцом в 1994 году, которая была впервые представлена на гей-параде в Чикаго и с тех пор стала популярным гей-символом.[14]
Святые Сергей и Вакх.