«Садко» | ||
---|---|---|
«Lintrose» | ||
|
||
Ледокол-пароход «Линтрос» на службе в «Рид Нюфендлэнд Компани» в период с 1913 по 1915 год. | ||
Основная информация | ||
Тип | пароход-ледокол | |
Государство | ||
Верфь | Swan, Hunter and Co., Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания |
|
Спущено на воду | 21 января 1913 года[1] | |
Современный статус | затонул 11 сентября 1941 года | |
Параметры | ||
Длина | 77,7 метров | |
Ширина | 11,4 метров | |
Водоизмещение | 3800 тонн | |
Технические данные | ||
Скорость | 15 узлов |
«Садко» — ледокольный пароход, внесший значительный вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. Назван в честь былинного героя Садко.
Содержание |
Построен в Ньюкасле, Великобритания для железнодорожной компании «Рид Нюфендлэнд Компани» (англ. Reid Newfoundland Company) в 1913 году. Именован «Линтрос» (англ. SS Lintrose) в честь шотландской местности. Однотипен с головным судном «Брюс»[2], однако, как и следующий в серии систершип «Кайл» (англ. Kyle), построен на верфи в Ньюкасл-апон-Тайн, вместо Глазго.
С 1913 по 1915 год работал в качестве почтово-пассажирского парома в районе Ньюфаундленда, на линии Порт-о-Баск — Нью-Сидни через пролив Кабота[3], имея 80 пассажирских мест первого класса и 150 мест второго класса.
В 1915 году «Линтрос» (вместе с другим паромом пролива Кабота, «Брюс»), приобретен русским правительством для работы на линии Мурманск-Архангельск. В 1916 году был переименован в «Садко».
16 июня 1916 года[4] при перевозке груза для строительства железной дороги Кандалакша-Мурманск «Садко» затонул в Кандалакшской губе, наскочив на подводный камень.
Через 17 лет, 14 октября 1933 года поднят силами ЭПРОН. Год спустя, 9 июля 1934 года состоялся первый выход «Садко» в море после ремонта.
7 сентября 1934 года экспедиция на «Садко» под командованием капитана А. К. Бурке, в сопровождении ледокола «Ермак», основала полярную станцию на острове Уединения. Оборудование и персонал были предназначены для станции на мысе Оловянный (Северная Земля), но ледовая обстановка не позволила туда пробиться и по распоряжению Главсевморпути место выгрузки было перенесено. Начало строительства станции и первую зимовку на острове провели 18 человек (в том числе 9 строительных рабочих) под руководством С. В. Шманева.
В 1935 году на «Садко» предпринята Первая Высокоширотная экспедиция Главсевморпути под руководством Г.А. Ушакова. Установлен мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом (82°4’с.ш.). Открыт остров Ушакова.
Летом 75°17′ с. ш. 132°28′ в. д. / 75.283333° с. ш. 132.466667° в. д. (G) (O).
Вместе с ледокольными пароходами «Малыгин» и «Георгий Седов», «Садко» дрейфовал во льдах на север от Бельковского острова до 83°05' северной широты.
Экспедиция на «Садко» не имела достаточных припасов для столь долгой зимовки, однако из-за сложных метеоусловий часть членов экспедиции и экипажа удалось эвакуировать лишь в апреле 1938 года.
Сам «Садко» освободился от ледового плена только в сентябре 83°04′ с. ш. 138°22′ в. д. / 83.066667° с. ш. 138.366667° в. д. (G) (O).
11 сентября 1941 года, на пути из Диксона на Землю Франца-Иосифа, «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку вблизи островов Известий ЦИК в Карском море и затонул. Погиб один человек, остальной экипаж спасен ледоколом «Ленин». Капитан ледокола А. Г. Корельский был обвинён во вредительстве и расстрелян[5].
В честь ледокола «Садко» назван один из островов Архипелага Норденшельда и пограничный ледокольный сторожевой корабль, построенный в 1968 году.
Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Садко (ледокол).