Северный полюс-38 | |
---|---|
Общие сведения | |
Дата открытия | 15 октября 2010 года |
Дата закрытия | 1 октября 2011 года |
Участники экспедиции | |
Руководитель | Т. В. Петровский |
«Северный полюс-38» (СП-38) — российская научно-исследовательская дрейфующая станция.
Станция была открыта 15 октября 2010 года (в 9 часов 10 минут (по московскому времени) на льдине в Чукотском море в районе острова Врангеля[1] началась церемония открытия, а в 9 часов 30 минут (по московскому времени) был поднят государственный флаг России[2]). В тот же день с дрейфующей станции во Всемирную метеорологическую сеть была передана первая метеосводка[2]. Оборудование и экипаж доставил атомный ледокол «Россия»[3].
Правда, после завершения работы СП-37 в июне 2010 года долгое время не было ясности в том, будет ли в 2010 году организована следующая станция. В феврале Росгидромет заявил, что «Северный полюс» в 2010 году может не возобновить работу из-за отсутствия средств. Но в конце августа глава Росгидромета Александр Фролов сообщил, что новая дрейфующая станция СП-38 отправится в Арктику сразу же, как только специалисты найдут подходящую для нее льдину. Деньги на СП-38 были выделены из бюджета гидрометеорологического ведомства[4].
Открытие этой станции поддерживает ведущую роль России в Арктике.
Артур Чилингаров, в разговоре с Путиным
|
Начальник станции — Томаш Валерьянович Петровский, который возглавлял станцию «Северный полюс-34», работавшую с 19 сентября 2005 года по 28 мая 2006 года и дрейфовал на СП-36[5]. Экспедиция состояла из 15 полярников и двух северных лаек.
На льдине были установлены специальные сборные домики с отоплением, электричеством, телефоном, связью, кают-компанией, в распоряжении полярников находились тракторы, электростанция, баня[3].
Работа станции была завершена 1 октября 2011 года в координатах 84° с. ш. 150° з. д. В 6 часов 45 минут (по московскому времени) на станции был спущен флаг Российской Федерации. На смену ей в тот же день неподалёку (в точке с координатами 84,1° с. ш. 149,9° з. д.) была открыта и начала работу дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс-39».
За период с 15 октября 2010 года по 1 октября 2011 года станция прошла в Северном Ледовитом океане 2910 километров и выполнила большой объём научных наблюдений и исследований[2].
На дрейфующей станции проводилось множество научных наблюдений, касающихся атмосферы, льда и океана. В частности, измерялись течения, глубины, соленость воды на разной глубине, исследовались термодинамические процессы, эволюция морфометрических характеристик морского ледяного покрова, особенности протекания процессов в природной среде, обусловливающих или обусловленных глобальным и региональным изменением климата, определялись термохалинная и гидрохимическая структуры водных масс, сезонная изменчивость составляющих карбонатной системы в верхнем перемешанном слое океана и приповерхностном слое атмосферы. Множество метеорологических и гидрологических показателей позволили учёным понять, какие изменения происходят за полярным кругом[5].
Также продолжались работы по фоновому гидрометеорологическому и экологическому мониторингу компонентов морской среды центральной части Арктического бассейна, совершенствованию методов гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в арктическом регионе. Выполнялись циклы гидробиологических и гидрографических исследований.
Также был применён опытно-экспериментальный Беспилотный летательный аппарат (БЛА) для проведения ряда исследований и операций.
СП-38 была ещё и «полигоном», чтобы испытывать новое научное оборудование. Данные о глубинах, другие измерения вместе с данными специализированной экспедиции на судне «Академик Фёдоров» были использованы для доказательств принадлежности Россиихребта Ломоносова и прилегающего участка морского шельфа.
Надо нам с помощью науки доказать, что Россия прирастает и российским шельфом. Вот одна из задач станции, которая довольно-таки оснащенная станция — это задача, связанная с определением внешней границы российского шельфа.
Артур Чилингаров, руководитель экспедиции
|
В числе задач экспедиции — проверка работоспособности российской навигационной системы ГЛОНАСС в условиях высоких широт[3].
В состав экспедиции входило 15 опытных полярников[2]:
Также полярникам помогали две северные лайки — Дик и Дина, которые оповещали о приближении белых медведей[6].
Дрейфующие станции «Северный полюс» | |||
---|---|---|---|
СП-1 | СП-2 | СП-3 | СП-4 | СП-5 | СП-6 | СП-7 | СП-8 | СП-9 | СП-10 | СП-11 | СП-12 | СП-13 | СП-14 | СП-15 | СП-16 | СП-17 | СП-18 | СП-19 | СП-20 | СП-21 | СП-22 | СП-23 | СП-24 | СП-25 | СП-26 | СП-27 | СП-28 | СП-29 | СП-30 | СП-31 | СП-32 | СП-33 | СП-34 | СП-35 | СП-36 | СП-37 | СП-38 | СП-39 | СП-40 |
СП-38.