Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Русские народные музыкальные инструменты

Перейти к: навигация, поиск
Русский инструментальный квартет XVII в.
Древне-русские народные инструменты на рисунке «Давид-псалмопевец». Годуновская псалтирь. 1594

Музыкальные инструменты славян — предметы, с помощью которых славянами извлекались различные музыкальные, а также немузыкальные звуки (сигналы опасности, обережные звуки). Использовались на праздниках, похоронах и в будние дни как выражение чувств, для синхронизации действий (у гребцов) или для коротания времени (пастухами).

Функции музыкальных инструментов

У славян музыкальные инструменты наделяются свойствами ритуальных предметов и используются в календарных, семейных и общественных обрядах, а также в магической практике. Функции музыкальных инструментов и приписываемые им свойства определяются сакральным статусом музыки в народной культуре, а также функциональными свойствами самого инструмента (особенностями его звучания, формой), сферой его употребления (ансамблевая музыка, соло), способами его изготовления, особенностями личности музыканта (профессионал, любитель, мужчина, женщина, ребёнок), использованием музыки в немузыкальных целях — например, в качестве оберега или для подачи сигналов. Ср.: находясь возле усопшего при помощи издаваемого кутом (однострунный хордофон) «потустороннего» звука, давали «сигнал» о покойном на тот свет; на кладбище на Радуницу молодежь и дети, сидя на деревьях, играли на пищиках из вербы «чтобы было всем — и нам, и нашим предкам»[1].

Игра на музыкальных инструментах, как и всякое ремесло, — преимущественно мужское дело, инструментальная музыка часто рождалась в недрах других профессий, где музыкальные инструменты выступали в роли своеобразных орудий труда (см. Пастух). Большинство традиционных инструментов имеет статус мужских инструментов, игра на которых женщиной осуждалась обществом. Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано, с одной стороны, с традицией скоморохов и гусляров, осуждавшейся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. Ср. один из древне-русских указов, направленных на искоренение скоморошества: «…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовскія игры велеть жечь…». С другой стороны, такие инструменты, как рапная труба, а позднее — сурна, использовались во время военных походов и сражений для организации войска и подачи сигналов. Некоторые музыкальные инструменты например, колёсная лира, были связаны с профессиональной деятельностью слепцов-лирников. Обучение игре на музыкальных инструментах часто считалось магическим актом и связывалось с продажей души чёрту[2].

Наборы инструментов

В различных славянских традициях месте инструментальной музыки в сфере музыкальной культуры и основной набор инструментов были разными. Наибольшее значение инструментальная музыка имела в западно-славянской культуре, а под её влиянием — у украинцев и белорусов, а также в южно-славянском ареале — в этих традициях игра на музыкальных инструментах в значительной степени отделилась от других «ремёсел» и воспринималась как самостоятельная профессия; существовала система профессиональных ансамблей, игравших за плату на свадьбах и общественных праздниках, включавшая регламентированный набор музыкальных инструментов (у западных славян — скрипка, контрабас, цимбалы, бубен, у южных славян — волынка и флейта). В этих ареалах существовала традиция кустарного изготовления музыкальных инструментов. У русских инструментальная музыка занимала более скромное место и была тесно связана с иными профессиями (главным образом — пастушеством) ср., например, существование своеобразных «школ» пастухов-рожечников, а также традицию «трубли артелью», при которой на рожках играла одновременно группа пастухов)[3]. В русской традиции были известны такие музыкальные инструменты древнейшей конструкции, как травяная дудке (обертоновая флейта), кувиклы (флейта Пана), двойная свирель (двуствольная флейта). В качестве музыкальных инструментов часто использовались бытовые (заслонка, ложки, коса, пила, ведро, самоварная труба, гребень, рубель и др.) и природные предметы (полые стволы растений, кора деревьев, береста, коровьи рога и пр.); было распространено так называемое пение «под язык», когда отсутствующий инструмент имитировался голосом[4]. В конце XIX — начале XX веке многие традиционные музыкальные инструменты у русских были вытеснены балалайкой, а затем гармонью.

Способы изготовления

В традиционном мифологическом представлении каждый инструмент, подобно человеку, имеет свой голос, а значит и душу. С таким пониманием связана антропоморфизация устройства традиционных инструментов и названий их отдельных частей (язык, глазок, тулово, носик, сердце, головка и т. п.), а также ритуальное оформление этапов «рождения» и «смерти» инструмента (пастуший инструментарий клали в гроб умершему, отправляя на тот свет, сжигали или хоронили его)[5]. Чтобы инструмент хорошо звучал, сакральное значение придавалось материалу для его изготовления: считалось, что особенный голос ему сообщит дерево, «имеющее душу», то есть выросшее на месте захоронения убитого ребенка (Ср.: русская народная сказка о волшебной дудочке), или же дерево, в которое попало молния или под которым находится муравейник (как муравьи в муравейник, коровы будут собираться вокруг пастуха). А основу волынки, например, составляла цельная шкура козлёнка (ср. украинское название этого инструмента — коза), которую, как полагали на украинских Карпатах, нужно сдирать с живого животного — тогда инструмент будет звучать так громко, как кричит козёл. Другой карпатский инструмент трембита — труба длиной до 2,5 м, слегка расширяющаяся к концу, изготавливалась из так называемого сердешного дерева — смереки (пихты европейской); при этом полагали, что наилучшие трембиты получаются из громобоя — из него же в этом ареале делали скрипки и контрабасы, а в русской традиции — пастушеские музыкальные инструменты.

Особые свойства

Различные музыкальные инструменты наделялись демоническими или сакральными свойствами. Согласно гуцульским быличким, дудки (то есть волынка) — инструмент чёрта, который играет на нём для женских демонов нявок (Лесная баба, лешачиха). Ср. характерное украинское выражение: «Дудка дідча, а флояра божа» [Волынка чертова, а свирель Божья][6]. Устройство волынки подсмотрел охотник в лесу у чёрта, сумев подойти к нему на близкое расстояние благодаря надетым в качестве оберега деревянным обручам[7]. Обычно низким статусом обладают музыкальные инструменты, на которых играют исключительно женщины; например, западно-украинская дримба — пружинный металлический инструмент, который держат в зубах, извлекая звук ударами пальца — его, в отличие от других инструментов, не изготовляют, а покупают в магазине. Дримба — «нечистый» инструмент, на котором грех играть, поскольку, согласно легенде" на ней играли евреи, когда вели Христа на распятие. Согласно быличкам, некоторые мифологические персонажи любят играть на музыкальных инструментах — в древне-русских письменных памятниках бесы играют на тимпанах, coпелях, гуслях, бубнах, чтобы искусить святого или отвратить людей от церкви; болгарские вилы играют на свирели; сербско-хорватские дьяволы являются человеку в виде весёлой свадьбы с музыкантами, играющими на разных инструментах. Согласно болгарским поверьям, змеи восприимчивы к звукам пастушьей свирели, с которой иногда связывается их происхождение (ср. обычай изображать на пастушьей свирели змею)[8].

Перечень инструментов

Вильгельм Бер. Русский мальчик с балалайкой

Восточнославянские

Русские

Балалайка, било, варган, барабан пастуший (пастушья барабанка), брелка, бубен, бубенец, волынка русская, гармонь, гудок, гусачок, гусли (на севере), домра, дудка, семиструнная гитара, дрова, жалейка, колотушка, колокол язычный, колюка, коробочка, кугиклы, ложки, мандолина, накры (керамические литавры), пастушеская труба, пыжатка, рожок, рубель, свирель, свистулька, трещотка.

Белорусские

Дуда (волынка), гусли, дудка, жалейка, скрипка, виолончель-басетля, цимбалы, баян, гармоника, лира (лера), бубен, небольшой барабан, варган.

Украинские

Бандура, домра, жалейка, кобза, дрымба (варган), трембита, цимбалы.

Западнославянские

Польские

Скрипка, трембита, генсль, фуяра, цимбалы, свирель, бубен, колокольчики, скрипка, мазанк, марина, лигава, лигавка, басун, волынка (дуда), деревянные «клекотки» (трещотки), большой и малый бубны.

Словацкие

Контрабас, скрипка.

Чешские

Контрабас, скрипка.

Южнославянские

Болгарские

Гайда (волынка), гадулка, гусле, дутар, домбра, кавал, тамбура и тапан.

Сербские

Брач (домра), гусле, фрула (дудук), гайда (волынка), тамбура, зурла (зурна), кларнет, аккордеон, свирель, тапан.

Хорватские

Гусле, тамбура, трембита.

Словенские

Фрула (дудук), рог, губная гармоника, трембита, скрипка, кларнет, смычковый инструмент типа контрабаса.

См. также

Примечания

  1. Кирюшина Т. Традиционная русская инструментальная культура. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989.
  2. Левкиевская, 2004, с. 324
  3. Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников. — М., 1965.
  4. Кирюшина Т. Традиционная русская инструментальная культура. — ГМПИ им. Гнесиных. — М.: 1989.
  5. Камаев А., Камаева Т. Народное музыкальное творчество. — М.: Академия, 2005. — С. 241.
  6. Грінченко, 1907—1909, с. 4:2748
  7. Онищук, 1909, с. 57
  8. Левкиевская, 2004, с. 325

Литература

  1. Багрий Ю. Русские трещотки // Памяти К. Квитки. — М., 1983. — С. 249—268.
  2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. — М., 1986.
  3. Вертков К. К вопросу об украинской кобзе // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. — М., 1973. — С. 275—284.
  4. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. — Л., 1975.
  5. Вертков К., Благодатов Т., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М., 1963.
  6. Гордиенко О. О классификации русских народных инструментов (с приложением классификации в виде таблицы) // Методы музыкально-фольклористического исследования. — МГДОЛК им. П. Чайковского. — М., 1989. — С. 38-64.
  7. Грінченко Б. Словарь украïнськоï мови. Зібрала редакція журнала «Кіевская старина» / Упорядкував, з додатком власного матеріалу, Борис Грінченко. — К., 1907—1909. — Т. 1—4.
  8. Жуланова Н. «Порядок сделали — голоса ладят» // Голос и ритуал. — М., 1995. — С. 16-19.
  9. Камаев А., Камаева Т. Народное музыкальное творчество. — М.: Академия, 2005.
  10. Квитка К. Избранные труды в двух томах. — Статьи «Несколько слов о русском гудке» (с. 206—217); «Парная флейта» (с. 218—250); «К изучению украинской народной инструментальной музыки» (с. 251—278). — Т.2. — М., 1973.
  11. Левкиевская Е. Музыкальные инструменты // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 324—327. — ISBN 5-7133-1207-0.
  12. Мациевский И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Актуальные проблемы современной фольклористики. — Л., 1980. — С. 143—169.
  13. Назина И. Белорусские народные музыкальные инструменты: самозвучащие, мембранные, духовые. — Мн., 1979.
  14. Онищук А. Матеріали до гуцульської демонології // Матеріали до української етнології. — Львів: Етнографічна комісія Наукового товариства імені Шевченка, 1909. — Т. 11. — С. 1—139.
  15. Седова К. Музыкально-археологические находки на территории Белоруссии // Проблемы этномузыкологии и истории в современных исследованиях. — Мн., 1996. — С. 29-35.
  16. Соколов Ф. Гусли звончатые. — М., 1959.
  17. Соколов Ф. Русская народная балалайка. — М., 1962.
  18. Щуров В. Усердские пищики // Памяти К. Квитки. — М., 1983. — С. 269—281.

Ссылки

  • Музыкальные инструменты древних славян
  • Древнерусские народные музыкальные инструменты
  • Русские музыкальные инструменты
  • Песни и музыка // Любор Нидерле. Славянские древности

Русские народные музыкальные инструменты.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24