Ричард Рорти | |
англ. Richard McKay Rorty | |
Ричард Рорти (слева) и иранский писатель Акбар Ганжи |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Школа/традиция: | |
Направление: | |
Период: | |
Основные интересы: |
либерализм, метафилософия, философия сознания, философия языка, эпистемология, этика |
Значительные идеи: |
постфилософия, иронизм, эпистемологический бихевиоризм |
Оказавшие влияние: |
Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн, Ф. Ницше, У. Селларс, У. В. О. Куайн, Д. Дэвидсон, У. Джеймс, Дж. Роулз, М. Пруст, В. В. Набоков |
Испытавшие влияние: |
Р. Брендом, Р. Познер, К. Уэст, Л. Менанд, Д. Конант, Л. Бонжур, С. Харрис, Н. Фрейзер, Д. Ваттимо, М. Уильямс, Д. Макдауэлл |
Награды: |
Стипендия Мак-Артура (1981) |
Ри́чард Макке́й Ро́рти (англ. Richard McKay Rorty; 4 октября 1931, Нью-Йорк — 8 июня 2007, Пало-Альто) — американский философ.
Содержание |
В возрасте 15 лет поступил в Чикагский университет, где получил степень бакалавра, а затем и магистра. В 1952—1956 годах учился в Йельском университете, получив учёную степень доктора философии (PhD)[1].
Отслужил 2 года в армии, после чего преподавал в колледже до 1961 года. 21 год проработал профессором в Принстонском университете.[2] С 1982 года — профессор Вирджинского университета[3]. Лауреат стипендии Мак-Артура.
Умер от рака поджелудочной железы, опубликовав перед смертью свое последнее произведение «Огонь жизни»[1].
Рорти выступал как активный поборник релятивистских принципов прагматизма, направленных против сциентизма аналитической философии, с одной стороны, и "метафизики" - с другой. В широком плане его критика направлена против признания за философией статуса фундаментальной, законодательной дисциплины, будто бы обладающей "привилегированным доступом к реальности", С точки зрения Рорти, философия не может претендовать на ведущую роль в современной культуре, так как ее "инструментарий" не более совершенен и удобен для образовательных целей, чем аппарат других "жанров" культуры, таких как поэзия или литературная критика. Внутри самой философии предметом рортиаиской критики является эпистемологическая традиция, которая ведет от Платона через Декарта и Канта к современной аналитической школе. Согласно Рорти, эта традиция состоит в стремлении найти обоснование нашего знания или наших верований в каких-то незыблемых принципах и началах, вроде идей Платона, априорных категорий рассудка (Кант), независимых объектов (реалисты), "чувственных данных" (логические позитивисты), свойств нашего языка (аналитические философы). Рорти видит свою задачу в том, чтобы радикальным образом деконструировать и преодолеть это традиционное, восходящее к Декарту и Локку представление о философии как дисциплине, обеспечивающей точную репрезентацию бытия, - "зеркале" природы, объективного мира. Отвергая корреспондентную теорию истины как "реалистическую догму", Рорти предлагает заменить эту изжившую себя эпистемологическую доктрину постпозитивистской концепцией когерентности как соответствия утверждения принципам и требованиям той или иной языковой игры, действующей в том или ином конкретно-историческом сообществе индивидов. Социум, понимаемый прежде всего как языковое сообщество, американский философ считает возможным рассматривать в качестве единственного обоснования человеческих знаний, норм и стандартов мышления, поведения. Это понятие во взглядах Рорти отождествилось с понятием "существования" объективного мира, точнее, исключило, сделало ненужным последнее. Философ (ученый, поэт) не в состоянии абстрагироваться от социальной среды, в которую он "погружен"; идеальная, внеисторическая "точка зрения Бога", которая могла бы гарантировать объективность исследования, остается для человека в принципе недостижимой. Познание, утверждает Рорти, возможно лишь с позиции ангажированного субъекта, вовлеченного в определенный социокультурный контекст; оно всегда ситуативно ограничено, конкретно-исторически обусловлено (ср. топологическая рефлексия).
В 1981 году в статье 'Философия в Америке сегодня' Рорти набросал общий портрет состояния философии в США, согласно которому американская философия должна двигаться от аналитической к постаналитической традиции. Главное, что, по мнению Рорти, характеризует современную эпоху, - это крах фундаментализма. Провал верификационистской стратегии неопозитивистов не был частной неудачей одной из частных теорий. Он свидетельствовал о невозможности обоснования знания вообще, о том, что платоновско-декартовско-кантовская традиция руководствовалась мифом - верила в Истину.
Рорти ричард скачать, ричард рорти.