Его Святейшество Ролпе Дордже, Четвертый Гьялва Кармапа |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Дата смерти: |
Ролпе Дордже (1340—1383) был четвёртым Гьялвой Кармапой. Согласно легенде, мать Четвёртого Кармапы во время беременности слышала звуки мантры «Ом мани падме хум», а как только ребёнок родился, он сразу же произнес эту мантру[1]. Ещё в подростковом возрасте, Кармапа получил формальную передачу линий Кагью и Ньингма от уже пожилого в то время великого ньингмапинского гуру, Юнгтенпы, духовного преемника Третьего Кармапы (Рангджунг Дордже). В возрасте 19 лет Ролпе Дордже принял приглашение Тогон-Тэмура вернуться в Китай. Там он давал поучения в течение 3 лет и основал множество храмов и монастырей.
По возвращении в Тибет, в регионе Цонгка, Ролпе Дордже дал обеты мирянина маленькому мальчику и предсказал, что тот сыграет очень важную роль в тибетском буддизме. Это был Цонгкапа, будущий основатель школы Гелуг, которая знаменита своими учителями – Далай Ламами.
Со смертью императора Тогон-Тэмура монгольской династии Юань в Китае закончилась, ей на смену пришла династия Минг. Новый император пригласил Ролпе Дордже, однако последний отклонил приглашение и послал вместо себя другого ламу[2].
Ролпе Дордже был знаменит своими песнями и стихотворениями. Он очень любил индийскую поэзию. Однажды его ученица Пуньядхари увидела во сне огромную тханку (танка), изображающую Будду Шакьямуни: лицо Будды было на ней шириной в 20 локтей. Услышав об этом сне, Кармапа придумал способ сделать так, чтобы он сбылся. Ролпе Дордже объехал верхом большой участок земли, рисуя контур этого изображения прямо на почве копытами коня. И пропорции тела Будды, нарисованные таким необычным способом, были идеальны. Затем рисунок перенесли на огромный кусок шелка. По обе стороны от центральной фигуры Будды Шакьямуни на тханке изображались двое Бодхисаттв: Манджушри и Майтрейя. Над этим шедевром тринадцать месяцев трудились пятьсот человек[3].
Кармапа много путешествовал, проявлял всестороннюю активность в Дхарме и занимался благотворительностью. Для себя Ролпе Дордже установил в своём путешествующем лагере такой же строгий распорядок, как и в монастыре. С момента пробуждения и до девяти часов утра он выполнял свои духовные практики. Затем до полудня давал наставления по Дхарме. В полдень приступал к простираниям и медитации при ходьбе. Послеобеденное время он посвящал медитации на Бодхисаттву Любящие Глаза, а вечером изучал или писал тексты[4].
Среди ближайших учеников Кармапа Ролпе Дордже были Шамар Каче Вангпо, Другунг Чекьи Даргпа и Лозанг Драгпа Цонгкапа[5].
Монастырь Шадзонг Ритро около поселения Тактсер, где родился 14-й далай-лама, был основан Четвёртым Кармапой в 14-м веке.
Линия Кармап |
---|
1. Дюсум Кхьенпа (1110—1193) |
2. Карма Бакши (1204—1283) |
3. Рангджунг Дордже (1284—1339) |
4. Ролпе Дордже (1340—1383) |
5. Дешин Шекпа (1384—1415) |
6. Тонгва Дёнден (1416—1453) |
7. Чёдраг Гьяцо (1454—1506) |
8. Микьо Дордже (1507—1554) |
9. Вангчук Дордже (1556—1603) |
10. Чойинг Дордже (1604—1674) |
11. Еше Дордже (1676—1702) |
12. Джангчуб Дордже (1703—1732) |
13. Дудул Дордже (1733—1797) |
14. Текчок Дордже (1798—1868) |
15. Кхакьяб Дордже (1871—1922) |
16. Ригпе Дордже (1924—1981) |
(17). Тринле Дордже (род. 1985) |
(17). Тхайе Дордже (род. 1983) |
Ролпе Дордже.