Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Ридван

Перейти к: навигация, поиск

Ридван (иначе Ризван; араб. رضوان‎‎ — «удовлетворенный, довольный») — в исламской ангелологии, страж («хазин») Рая[1] и начальник над сонмом ангелов-хранителей Рая («хазанат-уль-джанна»)[2]. Отсутствует в Коране и Тафсире, но упомянут в ранних хадисах, содержащих описание Рая.

В «Китаб аль-Азама», анонимного автора IV—X веков[3], Ридван — ангел открывающий райские врата, облачает верующих и служит им, снимает завесу с лиц…

В философии 37:3)[4]. Ридван — четвёртый ангел, несущий один из двух Тронов Аллаха, и наряду с Маликом управляет «угрозой и обещанием»[5][6].

Содержание

Имя

Имя возможно происходит от богословского толкования Ридвана, как персонификации божественной пользы верующим в загробную жизнь (3:15; 9:21; 57:20 и т. д.).

У автора VIII века Ибн Хишама[7], этот ангел назван Исмаил.

Хадисы о Ридване

О том, что ангел-хранитель небес именуется Ридван, указано в хадисах. Ибн Касир сообщает:

Хранитель рая — ангел по имени Ридван. Об этом ясно сообщается в некоторых хадисах.
Ибн Касир Аль-Бидайа ва-н-Нихая, 1/53
Известные хадисы
  • Хадис Убая ибн Кааба переданый Аль-Кадхаем в «Муснад аш-Шихаб» (1036) от Мукхаллада ибн Абд аль-Вахида, от Али ибн Заид бен Юдана и Ата ибн Аби-Маймунаха, от Зирра ибн Хубейша, от Убая в марфу[8].

«Если же не мусульманин, читает Йа Син, он не почувствует дыхание смерти, и ангел смерти не заберет его жизнь, пока Ридван охраняет его жизнь, давая испить небесного».[9]

Всевышний Господь говорит: «О, Ридван, открой врата рая».[10]

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тогда я сказал (в небе): — O Ридван, чей это дворец?»[11]

  • Хадис Анаса ибн Малика, переданный Аль-Укейли в книге «Ад-Дуафа» (1/313) от Хамзы ибн Васил аль-Минкари, от Катады, от Анаса в марфу.

«Господь Бог Великий и Возвышенный назвал Ридвана, и он является хранителем садов».[12]

Аль-Вахиди также издал пространный хадис об ангелах в своей книге под названием «Асхаб ан-нузуль»[13]. Однако иснад этого хадиса является весьма слабым, этот хадис назван ложным, к примеру в книге Абуль-Фараджа ибн аль-Джаузи «Аль-мавдуат аль-кубра», а также Абуль Хасаном Али ибн Мухаммад ибн Ираак аль-Кинаани в своей книге «Tanziihu Asy-Syarii’ah Al-Marfuu’ah ‘anil Akhbaar Asy-Syanii’ah Al-Maudhuu’ah» (1/339).

Вместе с тем, по мнению ряда исламских богословов, достоверность этих хадисов не бесспорна.

К примеру шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин высказался, что не знает ничего достоверного (хадиса или асара) о том что имя хранителя Рая — Ридван, шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб аль-Акил, высказался, что «нет подтверждения о том, что имя хранителя Рая — Ридван».[14]

Члены Постоянного Комитета по изданию фетв, шейхи Бакр ибн Абдуллах Абу Зайд, Абдулазиз бин Абдулла Аль аш-Шейх и Салих ибн Фаузан аль-Фаузан свое мнение о достоверности хадисов о Ридване выразили в следующем: «Распространено среди ученых, что имя хранителя Рая — Ридван. В дошедших хадисах имеются спорные моменты. Аллах знает лучше»[15]

В литературе

  • Ридван, привратник Рая неоднократно упоминается в сказках Тысячи и Одной Ночи — ночи 139, 311, 721, 863, 864 и 982.

Примечания

  1. Ислам. Очерк истории / Пер. с фр. Н. Б. Кобриной, Н. С. Луцкой под ред. и с предисл. Е. А. Беляева; Акададемия наук СССР, Институт народов Азии. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 228, [1] с. — С. 100. — ББК 86.38, УДК 2
  2. Ибн ал-Араби, Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийя) / Пер. с араб., введ., прим. и библиогр. А. Д. Кныша. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. — 288 с. — C. 152. — (Памятники культуры Востока. т. 5). — ISBN 5-85803-040-8, ББК Э 383-4, УДК 297.2:491.1
  3. см. например манускрипты Kitāb al-ʿAẓama, Paris 4605 (35 ff., 1052 H.), ڤ [Kitāb al-ʿAẓama], Vatican VIDA 1480 (ff. 36a–85b, 972 H) или издание Raven W. A Kitâb al-ʿAẓama: on Cosmology, Paradise and Hell // Miscellanea Arabica et Islamica. Dissertationes in Academia Ultrajectina prolatae anno MCMXC. / F. de Jong (hrsg.). — Leuven: Peeters: Departement Oriëntalistiek, 1993. — 325 p. — P. 135—142. — (Orientalia lovaniensia analecta, 52). — ISBN 9-068-31504-8, ISBN 978-9-068-31504-2
  4. Ибн ал-Араби, Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийя) / Пер. с араб., введ., прим. и библиогр. А. Д. Кныша. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. — 288 с. — C. 126. — (Памятники культуры Востока. т. 5). — ISBN 5-85803-040-8, ББК Э 383-4, УДК 297.2:491.1
  5. угроза (ал-ва‘йд) и обещание (ал-ва‘д) — исламские богословские термины, отражающие угрозу Аллаха адскими мучениями ослушавшимся Закона и обещание Аллаха райских наслаждений покорившимся Закону
  6. Ибн ал-Араби, Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийя) / Пер. с араб., введ., прим. и библиогр. А. Д. Кныша. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. — 288 с. — C. 115, 116. — (Памятники культуры Востока. т. 5). — ISBN 5-85803-040-8, ББК Э 383-4, УДК 297.2:491.1
  7. Ибн Хишам Жизнеописание пророка Мухаммеда рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба, 268
  8. марфу (араб. مَرْفُوْع‎‎) — любой хадис, в тексте которого приводятся слова пророка Мухаммада, или же приводятся сведения о его деяниях
  9. Уже Али ибн Заид бен Юдан, был известен, как слабый рассказчик, а ещё и участие в иснаде Мукхаллада ибн Абд аль-Вахида, позволило Ибн Хиббан высказаться в «Аль-Мажрухин» (1096): ‘’очень недостоверный хадис".
  10. Хадис является слабым, потому что Ад-Даххак не мог слушать Ибн Аббаса.
  11. «Канз Аль-Уммал» сообщает, что «Передано Ат-Табарани и Ибн Асакиром от Абдуллы ибн Абу Ауфа, находившемся в иснаде с Абдурахманом ибн Мухаммад Аль Махараби и Аммаром ибн Сайфом, часто передававших хадисы, являвшиеся недостоверными». (См. Аль-Дхахаби Mizan al-I’tidal fi Naqd Arrijal (2/585) и (3/165)).
  12. Аль-Укейли впоследствии сказал: «некто Хамза ибн Василь аль-Минкари из Басры, маджхуль [то есть неизвестный] рассказывавший хадисы, приснившиеся ему»
  13. Сура Аль-Фуркаан // «Асхаб ан-нузуль», 332
  14. 47معتقد فرق المسلمين
  15. المجموعة الثانية /المجلد الثاني/ص353

Ридван.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24