Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Риадис, Эмилиос

Перейти к: навигация, поиск
Эмилиос Риадис
греч. Αιμίλιος Ριάδης
Основная информация
Дата рождения

13 мая 1880({{padleft:1880|4|0}}-{{padleft:5|2|0}}-{{padleft:13|2|0}})

Место рождения

Фессалоники

Дата смерти

17 июля 1935({{padleft:1935|4|0}}-{{padleft:7|2|0}}-{{padleft:17|2|0}}) (55 лет)

Место смерти

Фессалоники

Страна

Греция

Профессии

композитор

Эмилиос Риадис (греч. Αιμίλιος Ριάδης , 13 мая 1880, Фессалоники, Османская империя - 17 июля 1935 Фессалоники Вторая Греческая Республика) — видный греческий композитор классической музыки и пианист XX века. Вместе с Мариосом Варвоглисома, Дионисием Лаврангасом, Георгием Ламбелетом, и Манолисом Каломирисом, является одним из основоположников современной Национальной греческой музыкальной школы[1][2]. Одновременно Риадис является признанным поэтом.

Молодость

Рукопись „Цыганских песен“, Риадиса

Эмилиос Риадис родился в столице османской Македонии, городе Фессалоники. Риадис был сыном фармацевта Эррика (Генриха) Chou (или Hou, первоначально „Houis“), из Цешина в Силезии, утверждавшего, что он грек по происхождению, и местной гречанки Анастасии Григориу-Нини. В начале своей творческой карьеры избрал себе псевдоним Эмилиос К. Элефтериадис, который затем сократил на Риадис. Первые уроки игры на фортепиано получил в своём родном городе, у ученика и друга Вагнера, Димитриоса Лаласа (1848–1911). С 1908 по 1910 учился фортепиано и композиции в Мюнхенской королевской академии музыки (Мюнхенская высшая школа музыки и театра) у Anton Beer-Walbrunn (1864-1929); С 1910 по 1915 продолжил учёбу в Париже у Гюстава Шерпантье и у Мориса Равеля, где ему уделили внимание французские и греческие коллеги. Florent Schmitt (1870-1958) именовал его „Греческий Муссоргский“; Равель именовал его mon geniale élève („мой блестящий студент“).

Салоникская консерватория

С началом Первой мировой войны, Риадис, как подданный Османской империи, был первоначально арестован, но затем, в 1915 году, был освобождён в вернулся в свой родной город, который с октября 1912 года вновь стал греческим. Почти через год после освобождения македонской столицы, в 1914 году, по решению премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса была создана Фессалоникская государственная консерватория[3]. Организацию и дирекцию консерватории Венизелос поручил Александру Казандзису, которого с этой целью Венизелос пригласил из Брюсселя[4]. Аналогично тому как его учитель, Равель, вступил во французскую армию, Риадис, по возвращению в Салоники в 1915 году, вступил в греческую армию[5], однако администрация Венизелоса сочла, что его место в новой консерватории. С 1916 года и до самой своей смерти, Риадис был профессором фортепиано Салоникской консерватории, а с 1920 года стал заместителем директора консерватории. В 1923 году получил «Национальную премию искусств и литературы». Говоривший на семи языках и доминирующий в музыкальной жизни города, композитор считался затворником и эксцентричным, его контакты с современными композиторами, такими как Каломирис и Митропулос, и поэтом Костис Паламас были редкими, что делает его биографию после репатриации малоизвестной. Кроме композиторской и преподавательскй деятельности в Салониках, он читал лекции по китайской и древней египетской музыке и Моцарту. Риадис умер в 1935 году в своём родном городе.

Оценка творчества Риадиса

Рукопись Истории музыки Риадиса

Параллельно со своей музыкальной педагогической работой, Риадис наряду с Манолисом Каломирисом стал одним из инициаторов создания греческой Национальной музыкальной школы. С той лишь только разницей, что если Каломирис, в том что касается его техники, находился под влиянием немецкой музыки (Вагнер, Штраус), то Риадис оставался под влиянием французской музыки. Но у обоих лидеров национальной школы была общая цель:создание музыки с греческим лицом, музыки, которая независимо от любой техники, должна была исходить из этой земли и выражать её[6]. Примечательно, что в марте 2002 года, на специальном концерте, организованном Афинским дворцом музыки, с целью отметить французское влияние на греческую музыку начала XX века, были представлены 4 композитора: 2 французских (Равель и Альбер Руссель) и 2 греческих (Риадис и Петрос Петридис)[7]. В дополнение к греческой народной музыке, Риадис также интересовался албанской, турецкой и другой азиатской музыкой, которые также отмечены в его композициях. Фортепиано в песнях Риадиса иногда иммитирует различные народнын инструменты. Риадис сегодня воспринимается как главный представитель греческого Импрессионизма. Музыковед Георгий Леоцакос пишет, что «Риадис - греческий импрессионист, музой которго является греческая народная музыка, но в руке он держит французское перо». Риадис написал более 200 песен и обработал более 100 народных песен[8]. Благодаря своим песням, Риадис часто упоминается не только как «греческий Муссоргский», но и как «греческий Шуберт»[9] и «греческий Вольф»[10]. К большинству своих песен Риадис написал стихи сам. Кроме этого, он писал прозу и написал около 200 страниц работ по истории музыки.

Память

Македонская столица чтит память Риадиса. Его именем назван концерный зал комплекса зданий Международной Салоникской ярмарки[11], один из двух залов нового Дворца музыки Салоник[12] и одна из центральных улиц города[13]. В 2000 году дальние родственники Риадиса из Греции и Бельгии подарили Музыкальной библиотеке Греции «Лилиан Вудури» архив Риадиса. Архив Риадиса состоит из 3.529 листов. Из них 733 листов являются текстами прозы и поэзии, 563 листов разные документы и фотографии, в то время как музыкальные рукописи Эмилиоса Риадиса насчитывают 2.233 листов[14]. Благодаря усилиям работников Музыкальной библиотеки, музыковеда Георгия Леоцакоса и дирижёра Афинского государственного оркестра Вирона Фидедзиса, за последние 30 лет торчество Риадиса получило широкую известность. В 2005 году из музыкантов Государственного оркестра Салоник был образован квартет камерной музыки «Эмилиос Риадис»[15].

Избранные работы

Рукопись оперы Галатея Финал первого акта.
Рукой Риадиса написано :
„Αιμίλιος Ριάδης, Μακεδών, Σεπτ. 1912, Παρίσι, με την ελπίδα να κάμω κάτι καλλίτερο και Ελληνικό αργότερα“ – „Эмилиос Риадис, Македонянин , сентябрь 1912, Париж, с надеждой сделать что-то лучшее и греческое позже“.

Оперные фрагменты

  • Галатея, ("Γαλάτεια", Музыкальная драма в трёх актах, либретто P. Ch. Jablonski, 1912–13.
  • Зелёная дорога (La route verte, Опера в одном акте, либретто J. Valcler, 1914)

Музыкальное сопровождение

Инструментальная музыка

  • Колыбельная (Νανούρισμα для скрипки и фортепиано, 1908)[16]
  • Фуга до минор для фортепиано 1909
  • Трагическая прелюдия или Симфониетта (Prélude tragique - Symphonietta для фортепиано 1911); в редакции Македонские тени (Ombres macédoniennes для двух фортпиано, 1912)
  • Три греческих танца (Trois danses grecques для фортепиано, 1925)
  • Дань Равелю (Hommage à Ravel для фортепиано)
  • Две сонаты для виолончело и фортепиано
  • Струнные квартеты соль минор, ре минор
  • Призыв к миру (Invocation à la paix для оркестра)

Хоровая музыка

  • Служба Иоанна Хризостома ("Ιερά Λειτουργία Ιωάννου Χρυσοστόμου")
  • Христос Воскресе ("Χριστός Ανέστη")
  • Служба Страстной Пятницы

Песни

  • 18 опубликованных песен
  • Восточные песни ("Chansonette Orientale")
  • Жасмины и минареты ("Γιασεμιά και Μιναρέδες")
  • Пять македонских песен ("Πέντε Μακεδονικά Τραγούδια")
  • 13 маленьких греческих мелодий ("13 Μικρές ελληνικές μελωδίες")
  • 12 греческих и 3 албанские народных песен ("12 ελληνικά και 3 αλβανικά δημοτικά τραγούδια")
  • 5 танцевальных песен ("5 χορευτικά τραγούδια")
  • 2 танцевальных песен ("2 χορευτικά τραγούδια")
  • 9 маленьких ромейских (греческих) песен ("9 μικρά ρωμέικα τραγούδια")
  • 3 оплакивания ("3 μοιρολόγια")
  • около 50 неизданных песен

Поэтические сборники

  • 1907: Тени и Сны ("Σκιαί και Όνειρα"),
  • 1920: Появление двух любимых ("Το Πέρασμα των 2 Αγαπημένων")
  • 1920 Македонский дневник (το "Μακεδονικόν Ημερολογίον")
  • 1920 Одна музыкальная история ("Μία Ιστορία της Μουσικής").

Источники

  • Το Λεξικό της Ελληνικής Μουσικής, Τάκης Καλογερόπουλος, τόμος 5
  • http://digma.mmb.org.gr/Collection.aspx?cid=2

Литература

  • Giorgos Leotsakos: Emilios Riadis (1880–1935), Booklet zu Emilios Riadis – Works I, Lyra Nr. CD 0116, Athen 1994.
  • Giorgos Leotsakos: Emilios Riadis, in: The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London 2001. ISBN 0-333-60800-3
  • Dimitra Diamantopoulou-Cornejo, Les mélodies pour une voix et piano d’Emile Riadis: Aspects esthétiques entre les musique française et grecque au début du XXe siècle, Tours (Frankreich) 2001.

Примечания

  1. ΑΠΘ Ψηφιακές Συλλογές - Μάριος Βάρβογλης.
  2. http://www.paidevo.gr/parents/?p=4241
  3. http://www.odiokrat.gr/c/portal_public/layout?p_l_id=1.2&setlanguage=el_GR
  4. http://users.auth.gr/~marrep/LESSONS/ERGASTIRI/NEW_TECHNOLOGY/6.1.htm
  5. http://www.tovima.gr/relatedarticles/article/?aid=141187
  6. http://users.auth.gr/~marrep/LESSONS/ERGASTIRI/NEW_TECHNOLOGY/6.1.htm
  7. http://www.tovima.gr/relatedarticles/article/?aid=141187
  8. http://www.az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0001/1b373ef7
  9. http://www.belcanto.ru/grech.html
  10. http://www.greekencyclopedia.com/riadis-aimilios-thessaloniki-1880-1935-p5074.html
  11. http://profile.helexpo.gr/profile/el/thessaloniki%20riadis
  12. http://www.tch.gr/default.aspx?lang=el-gr&page=14
  13. http://www.xo.gr/maps/anazitisi-diefthynsis/riadi-aimiliou-5-thessaloniki-54640/
  14. http://www.mmb.org.gr/megaro/page/default.asp?id=300&la=1
  15. http://www.ipolistonkosmo.gr/allmusic.php?selectgener=4&selection=6871
  16. https://www.youtube.com/watch?v=RgIVQakwLCw

Cсылки

  • Ριάδης Αιμίλιος  (греч.)
  • Private Seite über Riadis  (фр.)
  • Bibliographie  (фр.)  (нем.)
  • Bibliographie  (греч.)
  • Diskografie  (фр.)
  • The Emilios Riadis Archive  (греч.)
  • Trygos  (греч.)
  • Ausschnitt  (греч.)

Риадис, Эмилиос.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24