Рейс 222 | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Хореограф | |
Кинокомпания | |
Длительность |
130 мин |
Страна | |
Язык |
русский |
Год | |
IMDb |
ID 0089897 |
Рейс 222 — советский двухсерийный политико-психологический фильм-драма, снятый в 1985 году режиссёром Сергеем Микаэляном, студия Ленфильм. Сюжет основан на реальном инциденте, произошедшем 20—23 августа 1979 года с рейсом SU-316 компании Аэрофлот, и связанного с семейной парой советских балетмейстеров: Александра Годунова и Людмилы Власовой. Третье место среди советского кинопроката за 1986 год — 35 миллионов 300 тысяч зрителей (140-е место среди всех советских фильмов).
Фильм примечателен тем, что большинство ролей, в том числе и основные, сыграли не профессиональные актёры, а буквально люди с улицы. Например Лариса Полякова, для которой этот фильм стал дорогой в кино, была лаборанткой кардиологического центра. Среди остальных таких же непрофессиональных актёров в фильме были продавец, экскурсовод, театральный кассир, вахтёр, лесоруб, техник-механик, доцент Госинститута физкультуры имени П.Лесгафта, инженер по электронике, сотрудник Балтийского пароходства, заместитель начальника ВОХР, врач сборной СССР по парусному спорту и заместитель председателя колхоза из Подмосковья[1].
В фильме нет главных ролей в привычном понимании. Есть роли большие и маленькие. Отмечу, что все роли (кроме двух, отнюдь не главных) играют не актёры, а люди самых разных профессий. Сколько недоумения было в их глазах, когда им, «пойманным» в метро, в кинотеатре или просто на улице, предлагали сыграть в фильме! И какое радостное изумление читалось на их лицах через много месяцев на первом просмотре готовой картины! Конечно, всем нам это стоило неимоверного труда — каждого приходилось учить азам актерского мастерства, бесконечно повторялись каждое слово, интонация, мельчайший взгляд, поворот. Естественно, на студии поначалу отнеслись скептически к новоиспечённым артистам, а потом… Потом заговорили по-другому…
режиссер Сергей Микаэлян[1]
|
Самолётом, на котором разворачиваются основные события, стал Ил-62М с регистрационным номером СССР-86524 (заводской — 3242321), построенный в 1982 году и на момент съёмок относящийся к Шереметьевскому объединённому авиационному отряду Центрального управления международных воздушных сообщений (ЦУМВС)[2].
Солистка балета на льду Ирина Панина в составе труппы выступает в Нью-Йорке. Так совпало, что вместе с ней в этом городе оказывается и её муж — известный спортсмен Геннадий Шувалов. Но однажды днём Геннадий исчезает, а той же ночью Ирина узнаёт, что её муж принял решение остаться в США и попросил политическое убежище. Опасаясь, что американские спецслужбы насядут на Панину и убедят её также остаться в Штатах, представители советской стороны принимают решение в тот же день отправить её обратно в Москву. В аэропорту имени Джона Кеннеди Ирина садится на рейс SU-222 компании Аэрофлот, но в последний момент иммиграционные власти задерживают вылет и блокируют самолёт полицейскими машинами. Требование американских властей — отпустить Ирину к мужу, так как советские власти хотят её силой вывезти обратно в Советский Союз. Сама Ирина, однако, против этого решения, как и советские граждане. Начинается противостояние советской и американской сторон, в течение которого рейс 222 вынужден простаивать в Нью-Йорке.
Актёр | Роль |
---|---|
Лариса Полякова | фигуристка Ирина Панина |
Юрий Шадрин | Командир воздушного судна Иван Кириллович |
Вилнис Бекерис | сотрудник Государственного департамента США Майкл Дрейк |
Валентин Букин | начальник Главка |
Айварс Силиньш | сотрудник Государственного департамента США |
«Рейс 222» появился в середине 1980-х годов, как раз в разгар обострений отношений между СССР и США, хотя в стране уже начинало преобладать «западничество». На фоне большинства советских кинофильмов того времени «Рейс 222» отличался выраженным патриотизмом и антиамериканизмом, а на проходившем в Алма-Ате Всесоюзном кинофестивале-86 он даже получил приз «За яркое воплощение на экране темы советского патриотизма». Интересно, что другим патриотическим фильмом, представленным на данном кинофестивале, был «Одиночное плавание», который обошёл «Рейс…» по числу просмотров и стал одним из лидеров советского кинопроката (более 40 млн зрителей). Оба эти фильма за антиамериканские взгляды подверглись критике в ряде изданий, поддержали разве что в основном патриотические издания, включая газету Советская Россия и журнал Советский экран. Тем не менее, «Рейс 222» по числу просмотров (35,3 млн зрителей) занял третье место в советском кинопрокате 1986 года, уступив «Одиночному плаванию» и «Двойному капкану»[1].
Мне приятно, что картину «принял» зритель, что она идет в переполненных залах. Но вот критики почему-то фильм как бы не заметили. Обидно. Ведь я ждал не похвал. Доброжелательный, профессиональный разбор картины очень помог бы мне в дальнейшей работе
режиссер Сергей Микаэлян[1]
|
Актриса и балетмейстер Людмила Власова, на чьей истории и основан сюжет, оценила фильм как «крайне неудачный»[3].
Фильм получился лживым, пропагандистским. Режиссёр Сергей Микаэлян говорил мне, что хочет снять о любви, но не получились ни актерская игра, ни драматургия. |
Рейс 222 (фильм) в Викицитатнике? |
Фильмы Сергея Микаэляна | |
---|---|
Разноцветные камешки (1960) • Принимаю бой (1963—1965) • Иду на грозу (1965) • Всего одна жизнь (1968) • Расскажи мне о себе (1971) • Гроссмейстер (1972) • Премия (1974) • Вдовы (1976) • С любовью пополам (1979) • Влюблён по собственному желанию (1982) • Рейс 222 (1985) • Сто солдат и две девушки (1989) • Разборчивый жених (1993) • Французский вальс (1994) • Звёздочка моя ненаглядная (2000) • Зимний ветер (2006) |
Рейс 222 (фильм).