Мрачной Похъёлы красотка,
Красота земли и моря,
На дуге сидит воздушной,
На изгибе круглом неба,
В платье чистое одета,
В одеянье белой ткани;
Ткёт одежду золотую,
Серебром всю украшает,
Золотой челнок проводит
По серебряному бёрду.
И челнок, жужжа, стремится,
Быстро бегает катушка,
Быстро движется основа
И серебряное бёрдо
При тканье прекрасной девы,
Серебром прекрасно ткавшей…
Калевала
Руна восьмая
Не ходи ты, мой сыночек,
В сёла Похъёлы далёкой,
Не ходи без чародейства,
Без премудрости могучей
К избам Похъёлы суровой,
На поля детей лапландских.
Запоёт тебя лапландец,
Заклянёт тебя турьянец,
По уста положит в угли,
В пламя голову и плечи,
В жаркую золу всю руку,
На каменьях раскалённых…
Калевала
Руна двенадцатая
Лопари не хотели принимать святое крещение и делали разные неприятности святому Трифону: раз они собрались большой толпой к нему, и когда он вышел, то схватили святого за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел. Бог наказал лопарей за это, и с тех пор между лопарями стало появляться много плешивых.
Из преданий, сохранившихся в саамских погостах Масельги, Нотозера, Сонгелы[3]
Выраженьем глубокой ласки,
непременно в вечерний час,
шли саамские наши сказки
до рассвета баюкать нас.
Мы ведь тоже зимой катались
с горки, что за ручьём, в лесу,
только нас хитроумный талыш
до сих пор не поймал в кису.
В январе, ожидая чуда,
лишь восток чуть светлел в снегах,
ждали мы, что олень оттуда
солнце вынесет на рогах.
Аскольд Бажанов, саамский поэт. Из книги «Солнце над тундрой» (1983)[4]
В саамском нашем поселенье,
смотрящем в двадцать первый век,
мальчишкам нравятся олени
и сам оленный человек.
Мальчишкам нравятся, как прежде,
оленьи гонки и костёр,
саамской вышивки одежда
и ветром меренный простор!
Недаром в нашем поселенье,
идущем в двадцать первый век,
все больше ценятся олени
и сам оленный человек!
Аскольд Бажанов, саамский поэт. Из книги «Солнце над тундрой» (1983)[4]
Увезут олени наши нарты
напрямик, по солнечным лучам.
Хрупкий и морозный воздух марта
инеем осядет по плечам.
Ветер марта резок и неласков,
до весны полярной далеко.
Увезут олени нас за сказкой
в одинокий домик над рекой.
Аскольд Бажанов, саамский поэт. Из книги «Солнце над тундрой» (1983)[4]
А я мечтал: приеду в тундру, в стадо,
ступлю на наст из солнечных лучей,
и — никакой мне грамоты не надо,
я буду жить, трудиться, как ручей,
что никогда не требует награды
за свой весёлый, мелодичный труд.
Брать воду в нём, как должное, все рады,
вот имя дать не всякому сочтут…
Аскольд Бажанов, саамский поэт. Из книги «Солнце над тундрой» (1983)[4]
В снегу морошкового цвета
и в изумрудовой листве
пришло к нам северное лето
на ярком солнечном холсте.
И лес, и реки, и вершины,
и я — мечтаем о поре,
когда весь свет сойдётся клином
на нашей северной земле.
Аскольд Бажанов, саамский поэт. Из книги «Солнце над тундрой» (1983)[4]
Зажглись на солнечных лужайках
костры густых зелёных трав.
И даже елям стало жарко
в своих игольчатых мехах.
А на болоте, меж кустами,
средь буровато-рыжих мхов
морошка чествует цветами
концерты первых куликов.
Аскольд Бажанов, саамский поэт. Из книги «Солнце над тундрой» (1983)[4]
История саамов в Финляндии и в Северных странах, как правило, представлена в форме, отличающейся от реального прошлого саамов; подчёркнуто положение основного населения и недооценено положение саамов.
Саамы в Финляндии (1999). Публикация Саамского народного собрания[5]
…Саамское население как коренной народ, цыгане и другие группы населения имеют право сохранять и развивать свой язык и свою культуру. Право саамского населения пользоваться своим языком в органах власти устанавливается в законе[6].
…Saamelaisilla alkuperäiskansana sekä romaneilla ja muilla ryhmillä on oikeus ylläpitää ja kehittää omaa kieltään ja kulttuuriaan. Saamelaisten oikeudesta käyttää saamen kieltä viranomaisessa säädetään lailla[7].
Конституция Финляндии (1999)
…Саамское население имеет в соответствии с законом автономию по языку и культуре на территории своего проживания[6].
…Saamelaisilla on saamelaisten kotiseutualueella kieltään ja kulttuuriaan koskeva itsehallinto sen mukaan kuin lailla säädetään[7].
Конституция Финляндии (1999)
…Многие страны практикуют геноцид — моя в том числе. Норвегия изо всех сил старалась уничтожить народ и культуру саамов. Но в 1990-е годы уцелевшие саамы создали [Саамский парламент Норвегии|собственный парламент]]. Это стало компенсацией за варварское уничтожение лососей в одной из крупных рек.
Нильс Кристи (2002), норвежский криминолог, профессор Университета Осло[8]
…Многие страны практикуют геноцид — моя в том числе. Норвегия изо всех сил старалась уничтожить народ и культуру саамов. Но в 1990-е годы уцелевшие саамы создали [Саамский парламент Норвегии|собственный парламент]]… А совсем недавно Университет Осло… вернул саамам большую коллекцию черепов… Кто-то из тех, чьи черепа были выставлены на всеобщее обозрение, был казнён за шаманство, а кто-то — за неповиновение норвежским властям.
Нильс Кристи (2002), норвежский криминолог, профессор Университета Осло[8]
…Недавно Университет Осло… вернул саамам большую коллекцию черепов. Факультет антропологии владел этой коллекцией много лет… Кто-то из тех, чьи черепа были выставлены на всеобщее обозрение, был казнён за шаманство, а кто-то — за неповиновение норвежским властям. Впрочем, я допускаю, что это грехи давние и незначительные в сравнении с поведением белого человека в Африке и Америке.
Нильс Кристи (2002), норвежский криминолог, профессор Университета Осло[8]
…Недавно Университет Осло… вернул саамам большую коллекцию черепов… Кто-то из тех, чьи черепа были выставлены на всеобщее обозрение, был казнён за шаманство, а кто-то — за неповиновение норвежским властям. Впрочем… это грехи давние и незначительные в сравнении с поведением белого человека в Африке и Америке. Хотя не столь малые для саамов, столкнувшихся с людьми, в которых они видели норвежских монстров…
Нильс Кристи (2002), норвежский криминолог, профессор Университета Осло[8]
Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие.
Декларация ООН о правах коренных народов (2007)
Статья 3[9]
Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.
Декларация ООН о правах коренных народов (2007)
Статья 4[9]
Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом своё право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.
Декларация ООН о правах коренных народов (2007)
Статья 5[9]
Коренные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев. Это включает в себя право на сохранение, защиту и развитие прежних, нынешних и будущих форм проявления их культуры, таких, как археологические и исторические объекты, памятники материальной культуры, рисунки, обряды, технологии, изобразительное и исполнительское искусство и литература.
Декларация ООН о правах коренных народов (2007)
Статья 11.1[9]
Конечно, саамского флота сегодня не существует. Но они [саамы] вправе взять в аренду судно с экипажем, реализовать и переработать свои квоты. Думается, тут стоит рассматривать возможность сотрудничества с флотами Ассоциации прибрежного промысла.
Олег Заболотский (2011), и. о. председателя комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области[10]
Видно, руководитель комитета рыбохозяйственного комплекса [Мурманской области] [Олег Заболотский] решил, что саамы позарились не на своё добро. Наши женщины плакали летом в кабинете Заболотского, узнав, что квот не будет. Ведь для многих безработных саамов, а также для наших многодетных семей это [рыба, выловленная по квотам] большое подспорье.
Иван Матрёхин (2011), заместитель председателя правления Общественной организации саамов Мурманской области (ООСМО)[10]
В Норвегии нет другого меньшинства, как сколты, жившего в условиях такого угнетения со стороны местного населения и государства в целом.
Епископ Пер Оскар Хёлос (2011)[11]
Все они [саамские языки] используются для преподавания предметов. Дети, которые не могут освоить язык дома, имеют возможность сделать это в языковом «гнезде» в детском саду, потом в начальных классах школ, где обучение полностью ведётся на саамском, а в средних и старших классах — частично по-саамски.
Анника Пасанен (2011), руководитель программы руководитель программы «языковых гнёзд» в Саамском регионе Финляндии[12]
Все они [саамские языки] используются [в Саамском регионе Финляндии] для преподавания предметов…
Меня… волнует ситуация с миноритарными языками в России, которые имеют очень низкий статус в школе: их преподают как предмет, или вообще не преподают. Это чёткий сигнал детям: на родном языке можно петь на концерте, но языком образования, цивилизации является русский язык.
Анника Пасанен (2011), руководитель программы руководитель программы «языковых гнёзд» в Саамском регионе Финляндии[12]
…С 2009 года были неоднократные попытки начать диалог с представителями региональной власти. В частности, с Губернатором Мурманской области Дмитрием Дмитриенко. Сейчас октябрь 2011 года, но как ни грустно это отмечать, встречи с ГМО так и не было. На наши многочисленные письма и требования мы получаем отговорки и лишь обещания чиновников.
Валентина Совкина (2011), председатель Куэллнэгк нёарк Са̄мь Соббар[13]
С одной стороны, политкорректность обязывает представителей власти всячески поощрять инициативы коренного народа, но, с другой — речь идет о создании выборного представительного органа, и как он должен взаимодействовать с областной администрацией — пока они не знают или не стараются понять!
Валентина Совкина (2011), председатель Куэллнэгк нёарк Са̄мь Соббар[13]
Я не согласна с тем, что лишь те, кто ведёт традиционный образ жизни, являются носителями национальной культуры. В нас она заложена на генетическом уровне. Есть всё-таки саамское сознание, которое заключается в знании языка, тонком чувствовании национальных мелодий, родовых песен. А без традиционного питания — рыбы, мяса, ягод — мы просто не можем обойтись!
Валентина Совкина (2011), председатель Куэллнэгк нёарк Са̄мь Соббар[14]
Портал:Саамы/Цитата/Текущая подборка.