ПЛАРБ типа «Le Triomphant» | ||
---|---|---|
«Le Triomphant» |
||
|
||
S617 «Le Téméraire» | ||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАРБ | |
Классификация НАТО | «Le Triomphant» | |
Скорость (надводная) | 12 узлов | |
Скорость (подводная) | 25 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 500 м | |
Экипаж | 121 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 12 640 т | |
Водоизмещение подводное | 14 335 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 138 м | |
Ширина корпуса наиб. | 12,5 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 10,6 м | |
Силовая установка | ||
Атомная, один реактор K15 тепловой мощностью 150 МВт, гребной электромотор 41 500 л.с., вспомогательные дизельные моторы по 1 225 л.с., один гребной вал | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
4 носовых ТА калибра 533 мм, 10 торпед L5 mod.3 и F17 | |
Ракетное вооружение | 16 шахт БРПЛ типа M45, в перспективе - M51, 8 крылатых ракет Exocet SM39 запускаемых из ТА |
Подводные лодки типа «Le Triomphant» (рус. «Триумфатор») — серия французских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, построенных в 1989—2009 годах.
Содержание |
Проектирование стратегических субмарин третьего поколения, предназначенных для замены стареющих лодок типа «Le Redoutable» было начато в 1982 году. В 1986 году было утверждено решение о строительстве до 2010 года шести субмарин нового класса «Le Triomphant». При проектировании были предприняты меры по снижению шума корабля до уровня естественной шумности моря. Шумы, которые оказалось невозможным предотвратить, заглушаются при помощи специальных шумовиброизолирующих пластин из резино-каучука или упругих полимеров. Гидродинамическая оптимизация формы лодки, снижение шума при работе внутренних механизмов и выдвижных наружных устройств, замена подшипников качения подшипниками скольжения в ряде устройств привело к снижению уровня шума в два раза по сравнению с «Le Redoutable» и ниже уровня шума американских лодок «Огайо».
Диаметр прочного корпуса увеличен до 12,5 метров в связи с возросшими габаритами ракет M5 по сравнению с М4. Шахты ракет выступают из прочного корпуса, но находятся в пределах лёгкого корпуса. Компоновка отсеков стандартная: в носовой части торпедные аппараты, за ними центральный пост, над которым находится ограждение выдвижных устройств, жилые помещения экипажа, ракетный отсек с вертикальными шахтами в два ряда, за ракетами — реакторный отсек, затем турбинный отсек, и в корме расположен мощный гребной электродвигатель.
Питание лодки осуществляет один реактор K15 тепловой мощностью 150 МВт, аналогичный установленному на французском авианосце «Шарль де Голль». Реакторы этого типа работают на слабообогащённом уране (7-20 %, для сравнения, в американских реакторах степень обогащения достигает 95 %), что приводит к увеличению в несколько раз объёма ядерного топлива и к снижению срока службы ТВЭЛов до 5 лет. Эти недостатки компенсируются сравнительной дешевизной такого атомного топлива, и предусмотренными раз в 5 лет ремонтами лодок с заменой ТВЭЛов и усовершенствованием электронного оборудования. Большим конструктивным достижением французских инженеров стало включение ядерного реактора и парогенератора в единый блок, благодаря чему реактор стал сравнительно компактным. Вспомогательная установка включает дизель-генератор, аккумуляторную батарею и устройство РДП. На носу расположено подруливающее устройство, улучшающее маневренность.
Основным вооружением субмарин являются 16 баллистических ракет М45. Планируется переоснащение ракетами типа M51 трёх лодок, находящихся по состоянию на январь 2008 года в эксплуатации. Четвёртая лодка оснащается M51 ещё в процессе строительства. Торпедное вооружение состоит из четырёх носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом из 10 торпед и 8 крылатых ракет, запускаемых из торпедного аппарата.
Гидроакустический комплекс DMUX-80, установленный на «Le Triomphant» включает:
Гидроакустический комплекс DMUX-80 оценивается специалистами как в 10 раз более эффективный по сравнению с установленным на «Le Redoutable».
941 «Акула» | «Огайо» | 667БДРМ «Дельфин» | «Вэнгард» | «Триумфан» | 955 «Борей» | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||
Годы постройки | 1976—1989 | 1976—1997 | 1981—1992 | 1986—2001 | 1989—2009 | 1996—2017 (план) |
Годы службы | 1981—2004 | 1981—н.в. | 1984—н.в. | 1993—н.в. | 1997—н.в. | с 2012 (план) |
Построено | 6 (1 в строю, 2 в резерве) | 18 (14 в строю) | 7 (4 в строю, 3 в ремонте) | 4 | 4 | 2 (10 планируется) |
Водоизмещение (т)надводное подводное |
23 200 48 000 |
16 746 18 750 |
11 740 18 200 |
15 900 |
12 640 14 335 |
14 720 24 000 |
Число ракет | 20 Р-39 | 24 Трайдент II | 16 Р-29РМУ2 | 16 Трайдент II | 16 М45 | 16 или 20 «Булава» |
Забрасываемый вес (кг) · дальность (км) | 2550 · 8250 | 2800 · 7400 ? · 11300 |
2800 · 8300 ? · 11547 |
2800 · 7400 ? · 11300 |
? · 6000 | 1150 · 8000 |
Название | Тактический номер | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Статус |
---|---|---|---|---|---|
Le Triomphant | S 616 | 9 июня 1989 | 26 марта 1994 | 21 марта 1997 | в составе ВМС Франции |
Le Téméraire | S 617 | 18 декабря 1993 | 21 января 1998 | 23 декабря 1999 | в составе ВМС Франции |
Le Vigilant | S 618 | 1997 | 19 сентября 2003 | 26 ноября 2004 | в составе ВМС Франции |
Le Terrible | S 619 | 24 октября 2000 | 21 марта 2008[1] (выведена из цеха) |
20 сентября 2010 | в составе ВМС Франции |
Все лодки проекта находятся в строю.
Подводные лодки типа «Le Triomphant».