Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Поворотный круг (театр)

Перейти к: навигация, поиск

Поворотный круг — часть планшета, выполненная в форме круга, вращающегося вокруг центральной оси. Сценический круг предназначен для перемещения по окружности декораций и исполнителей. Он позволяет производить быструю смену объемных декораций, дает возможность развертывать действие в изменяющемся пространстве, осуществлять приемы кинематографической панорамы, крупного плана, построение динамических мизансцен. Это сильное средство усиления эмоционального воздействия на зрителя.

Поворотный круг изобретён в Японии драматургом Намики Сёдзо в 1758 году для театра Кабуки[1], а в 30-х годах XIX в. там же появилось устройство для двойного вращения сцены[2], что создавало широкие возможности для сценического воплощения пьес. В 1896 году поворотный круг был впервые применён на европейской сцене, с его помощью в «Резиденц-театре» (г. Мюнхен) была поставлена опера «Дон Жуан». Поворотный круг мюнхенского театра представлял собой накладной деревянный 16-метровый круг из 16 отдельных сегментов, вращавшийся непосредственно по планшету сцены. Однако подобная конструкция предполагала и сегментарную установку декораций, что делало невозможным использование глубокой перспективы. Добиться эффекта глубокой перспективы на круге удалось К. С. Станиславскому и М. Рейнхардту за счёт установки декораций не на отдельных сегментах, а на круге в целом[3]. В постановках Станиславского поворотный круг вообще играл достаточно важную роль. Например, в описании постановки оперы «Севильский цирюльник», осуществлённой в Оперном театре им. Станиславского в 1933 году, отмечено, что «круг определил ритм, „подтолкнул“ и ускорил действие, завертел его в такт фиоритурам и пассажам Россини. Круг определил строй сценического существования артистов, обусловил воздушность их перемещений, быстроту реакций, легкость принятия решений, готовность к моментальному переходу из обороны в наступление — и из наступления в оборону. Круг сделал подвижным и „музыкопроницаемым“ традиционный сценический павильон, подробно обставленный Станиславским»[4]. Более того, некоторые литературоведы одной из причин сравнительно неудачных попыток обращения Станиславского к шекспировскому репертуару считают отсутствие во времена Шекспира поворотного круга[5]. В наше время поворотный круг является необходимой принадлежностью сцены драматического театра, кроме того, иногда он применяется и в оперно-балетных театрах в виде сборно-разборной установки[3].

Примечания

  1. Поворотный круг // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978]
  2. Редько Т. И. Драматургия и театр: Японская литература первой половины XIX в. // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — Т. 6. — 1989. — С. 627—629
  3. ↑ Статья в Театральной энциклопедии
  4. Анна Смирина, Театральная жизнь, 6 июня 2007
  5. Статья о Станиславском в энциклопедии «Мир Шекспира»

Литература

В. М. Виноградов, В. Д. Красильников Современное театральное здание. — 1986.

Поворотный круг (театр).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24