Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Петраркисты

Петраркизм(итал.) il petrarchismo) – основополагающее течение в итальянской поэзии XVI века, получившее распространение и в других странах Европы (Франция, Англия, Испания, Португалия, Далмация, позднее — Германия). Петраркизм обычно рассматривается как разновидность маньеризма в поэзии.

Петрарка. Портрет работы Юстуса ван Гента. XV в.

Содержание

Возникновение термина

Термин впервые был использован издателем и писателем Николо Франко в диалоге «Петраркист» (1539). В его интерпретации термин относился к комментаторам поэтического наследия Петрарки, чрезмерно увлекавшимся биографическим подходом и невероятной скрупулёзностью в рассмотрении частностей [1].

Зарождение петраркизма

Хотя Петрарке в Италии подражали и в XIV, и в XV веках (в том числе Маттео Боярдо, Анджело Полициано, Якопо Саннадзаро и Лоренцо Медичи), масштабный и системный характер это явление приобрело только в период Чинквеченто. Из всего наследия поэта отбирается только его «Книга песен», которая толкуется как непререкаемый канон (прежде это сочинение конкурировало с циклом «Триумфы»).[2] Канонизация «Канцоньере» как непреложного образца поэтического стиля была осуществлена прежде всего усилиями Пьетро Бембо, чья книга «Стихотворений» (первое издание – 1530) фактически кладёт начало петраркизму Чинквеченто. Для поэтов-петраркистов было характерно стремление к формальной изощренности и рассудочности:

«Аристократизируясь, петраркистская лирика под воздействием светской среды придаёт любви оттенок психологически и интеллектуально утонченной, но условной и рассудочной игры…Одухотворенное и чувственное начала любви не выступали у пертаркистов в органическом единстве, а поочерёдно, на том или ином этапе, вытесняли друг друга»

[3]

Лаура и Петрарка. Миниатюра из «Книги Песен». XV в.

Представители петраркизма в Италии

Первым крупным приверженцем петраркизма в Италии, который «принял петраркизм в редакции Бембо и не превратился при этом в банального эпигона» [4], был Джованни Делла Каза. За ним последовали неаполитанские поэты Анджело ди Костанцо, Луиджи Тансилло, Галеаццо ди Тарсия; тосканцы Аннибале Каро, Микеланджело, а также поэтессы Витториа Колонна, Вероника Франко и Гаспара Стампа – стихи последней, по мнению Н.И. Голенищева-Кутузова, «нарушают каноны петраркизма» [5]. Вместе с тем увлечение Петраркой вызвало к жизни и такое явление, как антипетраркизм, известнейшим представителем которого был Франческо Берни, пародировавший уязвимые места петраркистской поэтики. Диалог Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» содержит в себе фактический демонтаж петраркистского кода.

Петраркизм за пределами Италии

Петраркизм во Франции

Франсуа Клуэ. Портрет Меллена де Сен-Желе

Во Франции Петрарке подражали многие крупные поэты. Значительную роль здесь сыграли осуществлённые Клеманом Маро переводы, а также деятельность работавшего во Франции итальянского поэта Луиджи Аламанни. Окончательное оформление французского петраркизма и становление петрарковского мифа во Франции учёные относят к периоду 1533-1539 годов[6].

Влияние «Книги песен» просматривается у Меллена де Сен-Желе, поэтов Лионской школы (Морис Сев, Луиза Лабе, Пернетта Дюгийе), у поэтов Плеяды и Агриппы Д'Обинье, Жака Таюро, а также у Филиппа Депорта. При этом влияние итальянской модели сочеталось здесь с реанимацией национальной куртуазной традиции. В том же время в прозе нередко встречаются образцы демистификации петраркизма, иронического вышучивания идеализированной любви (в том числе у Брантома).

Петраркизм в Испании

Самим ранним опытом подражания Петрарке в Испании стали 42 сонета маркиза де Сантильяна, написанные в (1444) году [7]. Однако системный характер петраркизм приобрел здесь много позже. По словам Н.Г. Елиной, в Испании

«в 30-е гг. 16 в. возникла школа петраркистов, родоначальником к-рой был Х. Боска Альмогавер, а наиболее видным представителем — Г. де ла Вега, авторы любовных сонетов и канцон в манере Петрарки. Но в Испании П. встретил и ожесточенных противников, защищавших нац. формы поэзии (К. де Кастильехо и др.). Тем не менее петраркистская поэзия просуществовала здесь до конца 16 в. и в круг ее до нек-рой степени входит творчество поэта Ф. де Эррера».

[8]

Петраркизм в Англии

Как и во Франции, и в Испании, мода на петраркизм в Англии утвердилась в 1530-х годах. Первыми английскими петраркистами стили сонет 130 «Её глаза на звёзды не похожи...»).

Петраркизм в Германии

В поэзии Германии подражание Петрарке обнаруживает себя значительно позже, чем в других странах, и совпадает с развитием поэтики барокко (Мартин Опиц, Пауль Флеминг, Андреас Грифиус). Для немецкой поэзии характерно соединение петраркистской традиции со стоицизмом.

Примечания

  1. Nicolò Franco, il libraio e la letteratura
  2. Якушкина Т.В. Итальянский петраркизм XV-XVI веков. Традиция и канон. СПб, Санкт-Петерьургский государственный университет, 2008. — С. 24.
  3. Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. М., Наука, 1976. — С. 148—149.
  4. Евдокимова Л.В. Лирическая и комическая поэзия// История литературы Италии. Т.2, ч. 2. М., ИМЛИ РАН, 2010. С. 308.
  5. Голенищев-Кутузов Н.И. Поэзия (Итальянская литература. Литература Чинквеченто)
  6. Les poètes français de la Renaissance et Pétrarque, Etudes réunies par Jean Balsamo. Genève, Droz, 2004.
  7. Смирнова М.Б. Петраркизм//Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., НПК «Интелвак», 2003. — С. 745.
  8. Елина Н.Г. Петраркизм. Статья из «Краткой литературной энциклопедии»
  9. Д.А. Соколов. Поэтика Сарри и развитие английского петраркизма

Ссылки

  • Григорий Лозинский. Петрарка и ранние русские петраркисты
  • Якушкина Т.В. Формирование петраркистской концепции любви в изданиях Петрарки первой трети XVI века
  • Голенищев-Кутузов Н.И. Поэзия (Итальянская литература. Чинквеченто)
  •  (итал.) Baldacci, Luigi. Il petrarchismo italiano nel Cinquecento
  •  (итал.)Graf, Arturo. Petrarchismo e antipetrarchismo
  •  (итал.) Zocco, Irene. Petrarchismo e petrarchisti in Inghilterra. 1906
  •  (итал.) Sentimento del tempo. Petrarchismo e Antipetrarchismo nella lirica del Novecento italiano. Atti dell'Incontro di Studio della Società per lo studio della Modernità letteraria. Catania, 27-28 Febbraio 2004. Savoca Giuseppe (A Cura Di). Firenze, Olschki, 2005.
  •  (итал.) Arnaldo di Benedetto. Un'introduzione al petrarchismo cinquecentesco
  •  (фр.) Marius Pieri. Pétrarque et Ronsard. Marseille, Laffitte, 1896
  •  (фр.) Dynamique d’une expansion culturelle: Pétrarque en Europe XIVe-XXe siècle. Paris, Champion, 2001.
  •  (фр.) La postérité repond a Pétrarque. Paris, Beauchesne, 2006
  •  (фр.) Les poètes français de la Renaissance et Pétrarque, Etudes réunies par Jean Balsamo. Genève, Droz, 2004.
  •  (фр.) Joseph Vianey. Le Pétrarque en France. Genève, Slatkine Reprints, 1969.
  •  (фр.) Jean-Luc Nardone. Pétrarque et le pétrarquisme. Paris, PUF, 1998.

Петраркисты.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24