Жюль Паскин | |
Имя при рождении: |
Юлиус Мордехай Пинкас |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Работы на Викискладе |
Жюль Паскин (иначе — Паскен, Пасхин) (фр. Jules Pascin, собственно Юлиус Мордехай Пинкас, 31 марта 1885, Видин, Болгария — 2 июня 1930, Париж), был известен как Паскин и Князь Монпарнаса — болгарский живописец и график Парижской школы, гражданин США (с 1920), большую часть жизни прожил во Франции.
Содержание |
Родился в многодетной сефардской семье торговца, восьмым ребенком из одиннадцати. Учился живописи в Вене, Мюнхене, Берлине, сотрудничал с сатирическими изданиями «Simplicissimus» и «Lustige Blätter». В 1905 переехал в Париж, работал в студии на Монпарнасе, затем на Монмартре, стал подписываться псевдонимом-анаграммой. Был завсегдатаем кафе «Дом» и «Селект», получил дружеские прозвища «Князь Монпарнаса», «Князь трех холмов».
Первая персональная выставка Паскина состоялась в берлинской галерее Пауля Кассирера в 1907 году. По заказу Кассирера иллюстрировал Генриха Гейне (1910), выставлялся на Берлинском сецессионе (1911), на Армори-Шоу в Нью-Йорке, в парижском Осеннем салоне, Салоне независимых (1913). В 1914, спасаясь от военной службы, уехал в Лондон, а затем в Нью-Йорк, где прожил до 1920, получил американское гражданство. Вернулся в Париж, много путешествовал (Куба, Алжир, Тунис, Италия, Испания, Португалия). Нью-Йоркская выставка 1930 получила отрицательные отзывы критиков. Паскин, с юности мучившийся депрессиями и постоянно сомневавшийся в собственном даре, покончил жизнь самоубийством, повесившись в парижской мастерской. В день его похорон 7 июня все парижские галереи были закрыты.
Блестящий рисовальщик-карикатурист, П. остался в истории искусства автором выразительных и точных портретов («Турецкая семья», 1907; «Эрмина в голубой шляпе», 1918; «Портрет Мими Лоран», 1927—1928), смелых и, вместе с тем, поэтичных акварелей и пастелей ню («Спящая Венера», 1927), моделями которых чаще всего служили проститутки.
Его собственный прочувствованный портрет оставил Хемингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой» (глава «В кафе „Купол“ с Пасхиным») после того, как одной из ночей 1923 года встретил его в кафе в сопровождении двух натурщиц.
Творчество Паскина для советской публики открыл Илья Эренбург, посвятив художнику несколько страниц в мемуарной книге 1960-х годов Люди, годы, жизнь. В июле 2008 выставка Паскина прошла в московской галерее «Проун».
Обнаженная в кресле
Мужчина с бокалом вина
Замечтавшаяся
Обед
Мать и дитя
Задумавшаяся
Женщина, опирающаяся на стул
Эрмина в постели
Паскин, Жюль.