Параноид Парк | |
Paranoid Park | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Гас Ван Сент |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Кинокомпания |
MK2 Productions |
Длительность |
85 мин |
Бюджет |
3 млн $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0842929 |
«Параноид Парк» (англ. Paranoid-Park) — драма режиссера Гаса Ван Сента, снятая в 2007 году по мотивам одноимённого романа Блейка Нельсона. Действие происходит в старших классах современной американской школы, причём школьников сыграли непрофессионалы, подобранные через социальную сеть MySpace.
Содержание |
Как и во многих других фильмах режиссёра, действие происходит в Портленде (штат Орегон). Старшеклассник Алекс отчуждён от не понимающих друг друга родителей и от подружки, которая мечтает потерять с ним девственность. Единственное, что вызывает в нём подлинные эмоции, — занятия скейтбордом в скейтпарке, нелегально выстроенном неформалами на окраине города[1].
Через прихотливую вязь флешбэков и флешфорвардов проступают очертания психической травмы, которая переполняет Алекса чувством вины. Он случайно совершил убийство, но не может найти вокруг себя никого, с кем можно было бы обсудить произошедшее. Неравнодушая к нему одноклассница советует Алексу излить душу в письме к другу. Между тем в школу приходит следователь, которому поручено вычислить преступника...
Актёр | Роль |
---|---|
Гейб Невинс | Алекс |
Дэниел Лью | детектив Ричард Лу |
Тэйлор Момсен | Дженнифер |
Джейк Миллер | Джаред |
Лорен МакКинни | Мэйси |
Уинфилд Джексон | Кристиан |
Грейс Картер | мама Алекса |
Ван Сент, относящий себя к любителям скейтбординга, написал сценарий к фильму за два дня после прочтения романа Блейка Нельсона. Объявление о кастинге он разместил на сайте MySpace, приглашая юношей на главные роли и опытных скейтбордистов для массовки. Для пущей реалистичности все ребята снимались в собственной одежде.
Фильм был снят на 8-мм и 35-мм пленку. Ван Сэнт рассказывает, что ручная камера и 8-мм — любимый формат самих скейтбордистов. Хотя фильм был целиком снят в Америке (Портленд, штат Орегон), съемки финансировала французская компания МК2, принадлежащая продюсеру Марину Кармитцу.
Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале 21 мая 2007 года. Жюри присудило режиссёру юбилейную премию в честь 60-летия фестиваля. В США фильм собрал более 4,5 млн $[2] и получил множество положительных отзывов у критиков. Прокатчиками картины в России были компании «Премиум Фильм» и «ЦПШ» (сборы в России $44 567).
Почти все пишущие о фильме отмечают виртуозный импрессионизм оператора Кристофера Дойла, широко известного благодаря «гипнотизирующим оптическим эффектам», продемонстрированным им в фильмах Вонг Карвая[3]. Немало комплиментов прозвучало и в адрес звукорежиссёра Лесли Шатца[4][5]. В звуковой ткани фильма сложно переплетены музыка Нино Рота из классических фильмов Феллини, едва различимый шёпот, хрестоматийные рулады Бетховена и даже попсовый шлягер 1974 года[5].
Что же касается собственно режиссуры, то в «Параноид-парке» можно видеть наследие артхаусного европейского кино середины XX века (стилистика Антониони и Росселлини). «Алекс бредёт по миру словно пришелец, словно зомби, словно пленник, с неосмысленным и непроницаемым выражением лица, безмолвно уставившись в одну точку», — пишет Манола Даргис в The New York Times[6]. Это особый, росселлиниевский срез реализма, который вместо копания в грязном белье признаёт и таинственность, и неоднозначность существования. Образы повисающих в воздухе скейтбордистов показались Даргис «монументально-эпическими… видениями Икара»[6].
Предельно высоко оценил художественные достоинства «Параноид-парка» Джим Хоберман (Village Voice)[7], полагающий, что в этом фильме Ван Сент приближается к изобретению собственного киноязыка: размётанная хронология, повествование дано как нарезка субъективных впечатлений, окружающий мир мерцает и переливается всеми чарами юности[8].
Джонатан Розенбаум и Андрей Плахов оценили «Параноид-парк» гораздо более сдержанно, обратив внимание на перепевы мотивов прежних фильмов Ван Сента (в частности, куда более глубокого, по мнению Розенбаума, фильма «Слон»)[9][3]. За поверхностью фабулы (к которой режиссёр, по всей видимости, не питает большого интереса) Плахов уловил всепоглощающую тоску по молодости[3].
Уильям Арнольд из орегонской газеты Seattle Post-Intelligencer определил «Параноид-парк» как «фильм о неспособности тинейджера высказать свои чувства самому себе, родителям, друзьям и, как это ни печально, также и зрителям», и назвал актёрскую игру непрофессионалов «топорной»[10]. Фильм также упрекают в пристрастии к артхаусным клише, за замедленность действия и за чрезмерную стилизованность «картинки»[11].
Фильмы Гаса Ван Сента | |
---|---|
1980-е | Дурная ночь (1985) • Аптечный ковбой (1989) |
1990-е | Мой личный штат Айдахо (1991) • Даже девушки-ковбои иногда грустят (1993) • За что стоит умереть (1995) • Умница Уилл Хантинг (1997) • Психоз (1998) |
2000-е | Найти Форрестера (2000) • Джерри (2002) • Слон (2003) • Последние дни (2005) • Параноид-парк (2007) • Харви Милк (2008) |
2010-е | Не сдавайся (2011) • Страна обетованная (2012) |
Параноид-парк.