Пётр Андреевич Павленский | |
2014 |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Страна: | |
Жанр: |
акционизм, видео |
Учёба: |
Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (не закончил); |
Стиль: |
политическое искусство |
Известные работы: |
акция «Шов», акция «Туша», акция «Фиксация», акция «Свобода», акция «Отделение» |
Премии: |
альтернативная премия «Российское активистское искусство» — 2013 — Диплом памяти Георгия Дорохова (1984–2013) |
Сайт: |
politpropaganda.com |
Работы на Викискладе |
Пётр Андре́евич Павле́нский (род. 8 марта 1984, Ленинград, СССР) — российский художник-акционист.
Родился в 1984 году в Ленинграде[1]. Учился в колледже № 12[1].
Учился в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица по классу монументальной живописи[1][2]. На 4 курсе академии дополнительно поступил на образовательную программу фонда «Про Арте»[2]. Сотрудничал с музеем политической истории России[3].
Осенью 2012 года художник вместе с Оксаной Шалыгиной основал онлайн-журнал «Политическая пропаганда», посвящённый современному искусству в политическом контексте. Целью журнала объявлено «преодоление культурного шовинизма, который внедряет государство и его идеологический аппарат»[4].
Известность Петру Павленскому принесла акция в поддержку панк-группы «Pussy Riot»[2][5][6].
23 июля 2012 года художник с зашитым суровой ниткой ртом в течение полутора часов стоял в пикете у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф.21:12-13)»[2][7][8]. Сотрудники полиции вызвали карету «скорой помощи», бригада которой отвезла художника на обследование к психиатру. Врач-психиатр признал художника вменяемым и отпустил[9]. Позднее Павленский так прокомментировал свою акцию[9]:
«Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду». |
Отвечая в одном из интервью на вопрос об оригинальности своего жеста, Павленский заявил: «Такая практика была и у художников, и среди заключённых, но для меня это не имело никакого значения. Вопрос первичности и оригинальности для меня никак не стоял. Не было задачи кого-то удивить, придумать что-то необычное. Тут, скорее, надо было сделать жест, который точно отражает мою ситуацию»[10].
В январе 2013 года агентство Reuters опубликовало подборку лучших фотографий за 2012 год, затрагивающих самые значимые мировые события[11]. В коллекцию 2012 года вошёл снимок с Петром Павленским, в поддержку «Pussy Riot» зашившим себе рот суровой ниткой[11].
3 мая 2013 года Пётр Павленский провёл художественную акцию протеста против репрессивной политики властей в РФ, получившую название «Туша»[12][13]. Ассистенты Павленского принесли нагого, завёрнутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки художника ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга[12][14][15][16]. Полусогнутый, неподвижный и безмолвный художник лежал в этом «коконе», никак не реагируя на реплики и действия окружающих. Сотрудники полиции освободили его от пут проволоки при помощи садовых ножниц. Неизвестный мужчина завёл травмированного колючей проволокой обнажённого акциониста в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
В интервью радио «Свобода» коллега Петра, Оксана Шалыгина, отметила, что метафора акции мгновенно и непосредственно была воплощена в реальности: как только проволоку разрезали и извлекли из неё художника, «эта самая проволока впилась в него в виде сотрудников полиции, скорой помощи и многочисленных оперативников»[17].
Позже Павленский дал такое пояснение своей работе:
Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма — всё это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провёл такую акцию. Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться.
|
10 ноября 2013 года на Красной площади в Москве Пётр Павленский прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке[19]. Акцию художник приурочил ко Дню полиции[20]. Прибывшие на место полицейские накрыли художника простынёй перед задержанием.
«Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества», |
— сказано в заявлении Павленского, в котором он пояснил смысл акции[21][22].
На Павленского было заведено дело о мелком хулиганстве, однако сутки спустя его освободили у дверей Тверского суда, так как в суде отказались рассматривать дело в связи с неправильно составленным протоколом[23][24].
15 ноября 2013 года из сообщения агентства «Интерфакс» стало известно, что в отношении Петра Павленского возбуждено уголовное дело по ч. 1 п. «б» ст. 213 Уголовного кодекса РФ о хулиганстве и он может быть лишён свободы на срок до пяти лет[25]. Подозреваемый находился под подпиской о невыезде[26]. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорилось о возбуждении Павленским ненависти или вражды по политическим мотивам в отношении социальной группы, однако не было указано, о какой конкретно социальной группе, в отношении которой возбуждалась ненависть, идёт речь. Некорректность формулировки инкриминируемого деяния противоречила Конституции РФ, нарушая права подозреваемого на защиту[27]. О дальнейших действиях представителей правоохранительной системы РФ в отношении художника не сообщалось.
Акция вызвала значительный общественный резонанс[28][29] и активное обсуждение в профессиональной среде[30][31][32].
Ранним утром 23 февраля 2014 года на Мало-Конюшенном мосту в Петербурге состоялась групповая акция «Свобода», самым известным участником которой был Пётр Павленский, реализовывавший её наравне с другими активистами. Акция «Свобода» была высказыванием о политике коллективного освобождения, поэтому её отличительной чертой стало то, что она должна была быть осуществлена не индивидуальным, а коллективным субъектом. Именно такова была сущность киевского Майдана[33], реконструкцию которого произвели участники акции, выразив свою безотносительную солидарность с любыми формами мятежей и государственных переворотов.
Примерно в 8 утра на мост привезли около полусотни автомобильных покрышек, бензин, металлические листы, палки, а также чёрный анархистский и сине-жёлтый украинский флаги[34][35]. Из покрышек была сложена баррикада, после чего они были подожжены[36][37]. Листы были нужны для того, чтобы бить по ним палками, создавая характерный для киевских уличных боёв ритм. Удары по листам продолжались даже во время работы пожарных по тушению огня.
Действие осуществлялось в непосредственной близости от храма Спаса-на-Крови — места, где народовольцы совершили успешное покушение на императора Александра II.
Из манифеста акции[38]:
«Горящие покрышки, флаги Украины, чёрные флаги и грохот ударов по железу — это песня освобождения и революции. Майдан необратимо распространяется и проникает в сердце Империи. Борьба с имперским шовинизмом продолжается; храм Спаса на Крови — это место где народовольцы совершили успешное покушение на императора, жестоко расправлявшегося с освободительными восстаниями в Правобережной Украине, Польше, Литве и Белоруссии. Мы боремся за нашу и вашу свободу. В этот день, когда государство призывает праздновать день защитника отечества — мы призываем всех встать на праздник Майдана и защиту своей свободы. Мосты горят и назад дороги уже нет». |
Акция продолжалась около 20 минут и была завершена во время работы пожарных. Сразу после того, как огонь был потушен, на место прибыли сотрудники полиции и задержали четверых[39] (по другим данным — троих[40]) акционистов, в том числе Петра Павленского[38], и доставили их в 78-й отдел полиции. В отношении задержанных были составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 20.1 ч. 1 и статьи 20.2 ч. 5 КоАП РФ[41][42]. Полицейские проводили проверку и решали вопрос о привлечении задержанных к уголовной ответственности[43]. Адвокат Петра Павленского Динар Идрисов отметил, что протокол об административном задержании составлен спустя более трёх часов после того, как задержанного художника доставили в отдел полиции, и этот факт является нарушением[43]. Официальные представители ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области отказались комментировать как задержание активистов, так и проведение в отношении них оперативных мероприятий[44]. Выйдя из отделения, Павленский объяснил, что «своей акцией хотел победить апатию в нашем обществе»[45].
Имена других участников акции стали известны благодаря полицейским задержаниям. Изначально участники акции никак себя не обозначали.
25 февраля 2014 года Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга оправдал Петра Павленского, прекратив производство по делу за отсутствием события и состава административного правонарушения в акции «Свобода»[46]. Однако уже через месяц Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Вандализм», после чего в доме у художника и других участников акции были проведены обыски и изъяты личные вещи[47].
22 декабря 2014 года прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга отозвала своё апелляционное представление на решение Дзержинского районного суда об отказе направить Петра Павленского на стационарную психиатрическую экспертизу[48][49][50].
19 октября 2014 года Пётр Павленский, сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха[51][52][53][54]. После того, как полиция спустила художника на землю, он был отправлен в Боткинскую больницу. Из заявления художника следует, что данная акция является протестом против использования психиатрии в политических целях[55].
«Нож отделяет мочку уха от тела[56]. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы»[57][58], |
— заявил Павленский.
20 октября 2014 года художник вновь был признан вменяемым и не подлежащим психиатрической госпитализации. Об этом корреспонденту «БалтИнфо» сообщил его адвокат Дмитрий Динзе[59][60].
21 сентября 2013 года — открытие международной несанкционированной выставки «Призраки идентичности». Проходила на ступенях Эрмитажа, в его внутреннем дворе, в рамках проекта журнала «Политическая пропаганда»[61][62][63][64][65][66][67].
Пётр Павленский в Викицитатнике? | |
|
Павленский, Пётр Андреевич.