Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Осроэна

(перенаправлено с «Осроэна»)
Перейти к: навигация, поиск
Осроена в составе Римской империи 117 г.

Осроена (Эдесское царство) — государство, существовавшее на территории западной, приевфратской области Месопотамии в 132 до н. э. — 244 гг, населенное преимущественно сирийскими народами (в основном ассирийцами), говорящими на арамейском языке. Столицей был город Эдесса.

Содержание

Основание

Осроеной в древности называлась западная часть Месопотамии, главным городом которой была Эдесса. После распада империи Александра Македонского, Осроена вошла в состав царства Селевкидов. В 132 до н. э. она была завоевана арабским племенем оррои, вожди которого образовали здесь свое царство. Независимым оно было совсем недолго. Местные властители вынуждены были признавать над собой власть парфянских царей.

Римское владение

При Абгаре I Осроена некоторое время входила в состав армянской державы Тиграна II. Его преемник Абгар II, поддерживал римлян в их войне против Парфии, которая вспыхнула в 54 до н. э. Римские источники утверждали, что именно он, был главным виновником тяжелого поражения Красса летом 53 до н. э. в битве при Каррах. Вопреки мнению армянского царя Артавазда II, который предлагал для вторжения в Парфию окружный путь через Армению, Абгар советовал, чтобы римская армия шла напрямик — через безлюдную Месопотамскую степь. В результате римская армия была окружена парфянской конницей и полностью уничтожена. После этой победы, Абгар II был казнен по приказу парфянского царя.

При Абгаре VII, который правил в начале II века, при императоре Траяне, началась новая римско-парфянская война. Абгар один из первых перешёл на сторону римлян, и выслал навстречу Траяну своего сына Ерванда. Этот юноша снискал расположение императора, и Траян решил сохранить Эдесское царство. Однако когда в 116 году Траян покинул Месопотамию, здесь вспыхнуло антиримское восстание. Абгар VII как союзник Рима был убит своими поддаными. В 117 году Эдесса была захвачена римским войском, которые сильно разрушили город. По решению римлян, царем был поставлен римский союзник — парфянский царевич Парфамаспат.

В 123 году по требованию своего отца Ороза, Парфамаспат должен был оставить Эдессу, в которой (в лице Ману VII) была восстановлена прежняя арабская династия. Следующий царь, Ману VIII, во время новой римско-парфянской войны, в 163 году перешёл на сторону римлян. Когда римляне смогли завладеть городом, он был отставлен от власти. Царский престол был передан арабу Ваилу. Он правил в 163—165 годах.

В 165 году Ману VIII смог вернуть власть и правил до 177 года. По мирному договору 166 года Осроена попала в вассальную зависимость от Рима. Следующий царь Абгар VIII во время гражданской войны в Риме 193194 годов принял сторону Нигера. Когда власть досталась императору Септимию Северу, Абгар признал его власть и сохранил свой престол, однако вынужден был отправить в Рим своих детей в качестве заложников.

Преемник Абгара VIII, Абгар IX Великий в 216 году был вызван императором Каракаллой в Антиохию, заключен в кандалы и отправлен в Рим. Осроена была превращена в римскую провинцию. Однако вскоре римляне потерпели поражение от парфян, и в Эдессе воцарился сын Абгара IX, Ману IX.

Христианство

С принятием христианства связан апокрифический факт переписки Абгара V с Иисусом Христом, но по-видимому историческое принятие христианства связано с именами Абгара VIII (177212) и Абгара IX (212216). Христианство стало распространяться в Эдессе с конца II века н.э. и впоследствии, в начале IV века н.э., стало доминирующей религией[1]. Впоследствии Эдесса стала важным центром раннего христианства.

Существует апокрифическая легенда, что Эдесское царство (Осроена) — первое государство в мире, принявшее христианство как государственную религию[2][3][4][5], однако для такой точки зрения не имеется достаточных оснований[6][7][8].

Персидское владение

Когда в Парфии утвердилась новая персидская династия Сасанидов, они начали серию новых упорных войн с римлянами. В 242 году Осроена была захвачена Сасанидами. В том же году, император Гордиан III смог отобрать у персов страну и поставил на престол Абгара X. Однако когда в 244 году Гордиан был убит, его преемник Филипп Араб уступил шаху Шапуру I всю римскую Месопотамию, включая и Осроену. На этом Эдесское царство прекратило свое существование.

Цари Осроены

  • Арыу (132—127 гг. до н. э.)
  • Абду бар Мазур (127—120 гг. до н. э.)
  • Фрадхашт бар Джебар (120—115 гг. до н. э.)
  • Бакру I (115—112 гг. до н. э.)
  • Бакру II (112—92 гг. до н. э.)
  • Ману I (94)
  • Абгар I (94—68 гг. до н. э.)
  • Абгар II (68—52 гг. до н. э.)
  • Ману II (52—34 гг. до н. э.)
  • Пакор (34—29 гг. до н. э.)
  • Абгар III (29—26 гг. до н. э.)
  • Абгар IV (26—23 гг. до н. э.)
  • Ману III (23—4 гг. до н. э.)
  • Абгар V Уккама (4 г. до н. э. — 7, 13—50 гг.)
  • Ману IV (7—13 гг.)
  • Ману V (50—57 гг.)
  • Ману VI (57—71 гг.)
  • Абгар VI (71—91 гг.)
  • Санатрук (91—109 гг.)
  • Абгар VII (109—116 гг.)
  • Ялур (118—122 гг.)
  • Парфамаспат (118—123 гг.)
  • Ману VII (123—139 гг.)
  • Ману VIII (139—163, 165—177 гг.)
  • Ваил (163—165 гг.)
  • Абгар VIII (177—212 гг.)
  • Абгар IX Великий (212—216 гг.)
  • Ману IX (217—240 гг.)
  • Абгар Х (240—242 гг.)
  • Абгар XI (242—244 гг.)

Примечания

  1. Encyclopaedia Iranica. Edessa, Samuel Lieu.
  2. David Frankfurter. Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt. Irfan Shahid. Arab Christian Pilgrimages. — BRILL, 1998 — p. 383 — ISBN 9789004111271

    "It was around 200 c.e. that Abgar IX adopted Christianity, thus enabling Edessa to become the first Christian state in history whose ruler was officially and openly a Christian."

  3. Gerald H. Anderson. Biographical Dictionary of Christian Missions. Addai. — Wm. B. Eerdmans Publishing, 1999 — p. 5 — ISBN 9780802846808

    "By the late third century, Edessa was already being called the first Christian kingdom."

  4. Duncan Greenlees. The Gospel of The Gnostics — Book Tree, 2006 — p. L — ISBN 9781585095018

    "This Abgar was probably the "Bar Manu" who reigned at Edessa from 202 to 217 a.d.; in the second year of his reign the Church at Edessa was destroyed by a flood, and in 216 he was overthrown by Caracalla, who thus put an end to the first Christian State."

  5. Victoria Urubshurow. Introducing World Religions — JBE Online Books, 2008 — p. 187 — ISBN 9780980163308:"And sometime between 170 CE and 214 CE the kingdom of Edessa was the first Christian state under the rule of Abgar IX."
  6. ABGAR dynasty of Edessa, 2nd century B.C. to 3rd century A.D. — статья из Encyclopædia Iranica. J. B. Segal

    The fame of Edessa in history rests, however, mainly on its claim to have been the first kingdom to adopt Christianity as its official religion. According to the legend current for centuries throughout the civilized world, Abgar Ukkama wrote to Jesus, inviting him to visit him at Edessa to heal him from sickness. In return he received the blessing of Jesus and subsequently was converted by the evangelist Addai. There is, however, no factual evidence for Christianity at Edessa before the reign of Abgar the Great, 150 years later. Scholars are generally agreed that the legend has confused the two Abgars. It cannot be proved that Abgar the Great adopted Christianity; but his friend Bardaiṣan was a heterodox Christian, and there was a church at Edessa in 201. It is testimony to the personality of Abgar the Great that he is credited by tradition with a leading role in the evangelization of Edessa.

  7. The Cambridge History of Early Christian Literature

    Modern scholars have taken basically two very different approaches to this legend (which obviously reflects the general search for apostolic origins, characteristics of the fourth century), Some would dismiss it totally, while others prefer to see it as a retrojection into the first century of the conversion of the local king at the end of the second century. In other words Abgar (V) the Black of the legend in fact represents Abgar (VIII) the Great (c. 177-212), contemporary of Badaisan. Attractive though this second approach might seem, there are serious objections to it, and the various small supportive evidence that Abgar (VIII) the Great became Christian disappears on closer examination.

  8. Warwick Ball. Rome in the East: The Transformation of an Empire. — Routledge, 2000 — p. 95 — ISBN 9780415113762

    "More significant than Bardaisan's conversion to Christianity was the conversion -reported by Bardaisan - of Abgar the Great himself." The conversion is controversial, but whether or not he became a Christian, Abgar had the wisdom to recognise the inherent order and stability in Christianity a century before Constantino did. Ho encouraged it as essential for maintaining Edessa's precarious balance between Rome and Iran. Thus, it is Abgar the Great who lays claim to being the world's first Christian monarch and Edessa the first Christian state. More than anything else, a major precedent had been set for the conversion of Rome itself. // The stories of the conversions of both Abgar V and Abgar VIII may not be true, and have been doubted by a number of Western authorities (with more than a hint at unwillingness to relinquish Rome's and St Peter's own primogeniture?). But whether true or not. the stories did establish Edessa as one of the more important centres for early Christendom."

См. также


Осроэна.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24