Краковское Копьё Лонгина, т. н. Копьё Св. Маврикия, Вавельский кафедральный собор
Оружие и доспехи в мифологии и литературе — важный сюжетообразующий элемент, дополняющий действие и характеризующий героя. Встречается как историческое, легендарное или же вымышленное холодное оружие (в том числе метательное) и доспехи, которые имеет имя собственное (например, Экскалибур) или прозвище, полученное благодаря своим уникальным характеристикам (например, Меч в камне). Это оружие и доспехи могли существовать в реальности (тогда оно «мифологизировано» общественным мнением), но всё же большинство из них является только неодушевлёнными персонажами мировой литературы, выступая как волшебный помощник[1] главного героя; этот литературный мотив встречается в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен.
Придаток Артур Пендрагон и Блистающий меч Эскалибур, Придаток Тетра, король фоморов, и Блистающий меч Орна, одноглазый Придаток Один и копьё Хунгнир; божественный Придаток Луг, искусный в ремеслах, и копьё Ассал; чернокожий лев Антара Абу-ль-Фаварис и меч аз-Зами, Сусаноо-но-Микото, неистовый бог-Придаток ветра и морских стихий, и его Блистающий меч Десять дланей…
Они шли и шли, и я уже не понимал, кто из них Блистающий, а кто — Придаток; они шли, и гремел гром, и этому не было, не могло быть конца. Этому не было даже начала. Зигфрид и его меч Грам, Фрейр и меч Хундингсбана, Тор и боевой молот Мьёлльнир; Келтхайр, сын Утидира, и копьё Луйн, Роланд и его меч Дюрандаль, Магомет, пророк Божий, и его мечи — Джуль Факар, что значит „Пронзатель“, Медхам, что значит „Острый“, аль-Баттар, или „Рассекающий“, Хатей, или „Смертоносный“, и ещё два копья — аль-Монсари и аль-Монсави…
И я проснулся, когда гром превратился в голос — усталый, хриплый, слегка севший, словно после долгого крика. — Будь проклят день, когда оружию стали давать имена! — сказал тот голос».
Наименование оружия «личным» именем — прием «одушевления» этих инструментов военного ремесла. По указанию ученых-филологов, имена, даваемые оружию, в тексте «структурируют» ситуацию, в которой они используются[2]. Имена позволяют человеку представить силу, которая воплощена в «окрещенном» оружии, а также делают его более знакомым и близким читателю[3].
Практически все достойные герои-воины Средневековья имели именные мечи[4]. Если оружие у героя-человека имеет личное имя, это подчеркивает персональное могущество этого человека, поскольку «простые» люди таким оружием владеть не могут[5], причем «слава героя связана с его оружием», вдобавок, особенные герои ассоциированы с нестандартным оружием[6].
Имя собственное оружия подчеркивает его важность для сюжета — «имя делает его живым в сюжете. Они поднимаются над уровнем простого предмета и становятся действующими лицами».[7] Кроме того, имя позволяет его воспринимать, как будто оно — живое существо c характером[5], «часто меч выступал не просто инструментом в справедливых руках, а сам был мерилом и защитником справедливости», подчас оружие представлялось способным самостоятельно отслеживать честность своего владельца и наказывать его в случае нарушения данного слова[8]. Кроме того, если у оружия есть имя, то, скорее всего, у него есть и необычные сверхъестественные (магические или божественные) дополнительные качества; кроме того, оно либо даровано герою волшебным покровителем («волшебный дар»[1]), либо добыто им с большим трудом[9][10]. Это связано с верой в магические свойства материальных предметов, которая была характерной чертой средневековой религиозности, когда вещи служили своего рода аккумуляторами магической силы.[8]
Присвоение оружию имени являлось удобным литературным приемом в случае, если требовалось проследить его судьбу на протяжении долгого периода, то есть если оно передавалось по наследству, исчезало на несколько поколений[6] или ломалось и перековывалось. Это было особенно важно, поскольку оружие, доставшееся «от предков», гарантировало удачливость героя, аккумулируя успехи предков, что в эпосе могло рассматриваться как боевая магия[11]. C другой стороны, помимо удачи, новый владелец именного меча мог получить от предыдущего и его проклятие[12]. (Эти приемы откровенно использует и обнажает в своей сагеТолкиен, профессор литературы и знаток эпоса).
Иногда имя оружия загадочно, а иногда — «говорящее» о его характере или способностях[6]: кельтское копье Крималл («в кровавых пятнах»), японское копье Томбогири («Подсекатель стрекоз»), лук Тристана Фейл-нот («Без промаха»). Исследование личных имен оружия позволяет проследить эволюцию текстов, в которых они встречаются, если речь идет об эпосе (ср. мутацию имени меча Экскалибур → Калибур)[13].
Исследователи англосаксонской литературы указывают, что несмотря на огромное количество сохранившихся имен мечей (около 200), неизвестно, существовала ли практика давания оружию имени в реальности, или это только поэтический прием. Однако, археологические находки (рунические памятники) подтверждают, что упоминаемая в памятниках традиция писать имя меча на лезвии действительно подтверждается[14].
Связь с владельцем
Бронзовая статуя Геракла с палицей в руках
Оружие, фигурирующее в произведении, является важным символическим объектом, раскрывающим подчас суть его или, чаще — своего владельца, героя произведения.
«В рамках общего символизма борьбы героя, его оружие, в некотором смысле, — дубликат, аналог чудовища, с которыми он должен бороться. Подобно тому, как существуют различные виды чудовищ, так есть и различные виды оружия. Таким образом, оружие, используемое в мифическом бою, придает глубокое и специфическое значение: оно характеризует и героя, и врага, которого он пытается уничтожить. Так, в чисто психологической интерпретации символа, когда враг — только силы, угрожающие герою изнутри, оружие становится подлинным олицетворением состояния конфликта (крылья Икара, меч Персея, палица Геркулеса, посох Эдипа, трезубцы Нептуна, Гадеса и Сатаны)»[15]. Юнг обобщает это, сказав «оружие — это волеизъявление, направленное на определенный результат»[16][15].
Интерпретация Поля Диеля о символизме оружия также подчеркивает его нравственное, моральное значение. Он отмечает, что «оружием, полученным от божества» (частый прием в мифах, легендах и фольклоре) герой должен бороться со своими иррациональными желаниями, против притягательных чудовищ — таким образом, послужив высшим идеалам своего духа. Таким образом, оружие символизирует мощь и функции сублимации и спиритуализации, по контрасту с чудовищами, которые не изменяют своим низменным силам[17]. По этой причине в мифах и легендах подчеркивается почти автономная мощь оружия, атрибутов и предметов, принадлежавших героям, святым и полубогам[15].
«Поскольку оружие главным образом характеризует героя или рыцаря, меч очень часто тесно связан со своим владельцем, будто становясь его частью, и иногда имеет свое собственное имя или личность. (…) Меч, таким образом, становится символом или представителем, как бы говоря от своего хозяина, и если рыцарь имеет задачу примириться с внешним миром и его преодолеть, меч можно сравнить с некоторыми функциями личности, перед которой стоит эта задача»[18].
Присвоение оружия символизирует приобретение силы побежденного. Игра с оружием символизирует победу любви над войной. Оружие разрушения в руках богов символизирует также освобождение, ибо они поражают невежество и низшее «Я» человека, чтобы пробудить сознание и ощущения.
Атрибуты
Также встречается оружие, которое будучи безымянным, имеет свой «характер», является узнаваемым атрибутом какого-либо персонажа, имеет необычные способности и неоднократно упоминается в художественных литературных произведениях (например, трезубец Посейдона, порождавший ударами о твердь коней или Коса Смерти, уносящая человеческие жизни). Оружие богов имеет личное имя реже, чем оружие героев.
Различным группам персонажа придают различные виды оружия. Так, скипетр, булава, жезл и плеть — атрибуты правителя; копье, кинжал и меч — оружие рыцаря; нож и стилет — тайное и «низменное» оружие; молния и сеть — оружие уранических богов. Сравнение типов оружия с юнговскими архетипами даст следующие корреляции: Тень — нож, кинжал; Анима — копье; Мана — булава или палица, сеть, плеть; Самость — меч.[15].
Кроме того, отмечается, что меч — более новое изобретение — чаще собственность человека, а вот более примитивные виды оружия — копье, молот, дубина, топор — распространены у богов[19], особенно у громовержцев[6]. Такие языковые словосочетания («молния Зевса», «трезубец Посейдона») становятся устойчивыми тропами, и подобное оружие также выступает как неизменный предмет, переходящий из одного произведения в другое зачастую на протяжении нескольких веков[15][20].
Связь со стихиями
Общее значение, символика некоторого оружия из легенд и мифов обогащается ассоциациями со стихиями, к которыми они относятся. Так, боло индейцев связано с воздухом, копье — с землей, меч — с огнем, трезубец с морскими глубинами. Таким образом, на основе юнгианских архетипов Шнайдер утверждает, что борьба меча с копьем — есть битва земли против неба[15].
Символическое толкование
Толкование различных видов как аллегории в христианской литературе задавалось апостольским примером. Так, апостол Павел в «Послании к Эфесянам» (6: 10-17) дает совет относительно того, как христианам следует встречать врага:
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; Потому что ваша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов поднебесных. Для сего приимите во всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, перепоясавши чересла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, И обувши ноги в готовность благовествовать мир; А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие».
По святому Ефрему, аллегорическая интерпретация символизма высказывания Павла такова: шлем — надежда; перепоясание чресел — милосердие; обувь — смирение; щит — крест; лук — молитва; меч — слово Божье[15].
Виды оружия
Мечи
Памятник Экскалибуру в садах Кингстон Морварда, Англия
Согласно энциклопедии «Мифы народов мира», использование образа меча в мифологиях является способом противопоставления «жизнь-смерть» (дамоклов меч, Пламенеющий меч ангела-стража Эдема). Меч используется чтобы отсекать все «недостойное и бесплодное», он символизирует начало высшей справедливости. В Новое время он визуально сближается с христианским распятием, благодаря своей форме, поэтому меч приобретает дополнительную символику единения, братства, поэтому он стал символом рыцарства, предметом, на котором клялись[10]. Практически все достойные герои-воины Средневековья имеют собственные именные мечи[4], которые становятся им верными спутниками и друзьями, поэтому список личных имен мечей очень долог. Полный список имён знаменитых и легендарных мечей, содержащий около 150 пунктов, вынесен в отдельную статью.
Меч, будучи выкованным в огне, также был связан с хтоническими силами — он отождествляется с молнией, атрибутом бога-громовержца (японский священный меч, сверкающий меч Яхве, меч-молния Индры, пламенеющий меч Вишну). Огромный меч, иногда из небесного огня, является оружием солярных богов и культурных героев, поэтому он используется для борьбы с «темными» чудовищами, для защиты девственницы[10].
Эта зависимость от стихии делает меч инструментом связи со всеми мирами. Например, герои могут добывать его изнутри камня, из-под камня, то есть из мира «подземного» (Пелей, Тезей, король Артур), либо из ствола дерева (Зигмунд), из-под воды. Таким образом, меч может служить «мостом в другой мир»[10].
Фольклор выделяет различные функции волшебных мечей — Мечи-саморубы, Мечи, делающие их владельца неуязвимым, невидимым; говорящие Мечи, способные заколдовывать и расколдовывать, усыплять, переносить по воздуху[10].
Копье, как более «раннее» оружие, чем меч, является атрибутом не только воина, но и охотника, как героя, так и божества. Также копье является символом войны и фаллическим символом[21][15]. «Это оружие приземленного характера, в отличие от небесных, божественных скрытых смыслов меча»[15]. С символической точки зрения копье можно сравнить с ветвью, деревом, крестом, а также с обозначением пространственной ориентировки. Любопытен мотив, согласно которому герои могут вылечиться от раны, нанесенной копьем только прикосновением того же копья[22].
Копье заняло особое место в христианстве из-за наличия такого предмета, как Копье Лонгина, а также будучи атрибутом некоторых святых. Раймунд Луллий в «Записках дворянского ордена» выражает веру в то, что копье дано рыцарю как символ высокой нравственности. «Окровавленное копье», о котором упоминается в легенде о Граале, иногда трактуется как копье страстных желаний и вожделений, то есть в смысле Страсти как таковой. Некоторые авторы не согласны с таким толкованием, для них приемлема интерпретация копья как жертвенного символа[15].
Особенно часто копье встречается в кельтской мифологии, где оно является священным объектом с языческих времен[23], и позже проникло в легенду о Граале, став связанным с идеей кубка, чаши[18].
Копья в музейной экспозиции
Копьё Лонгина, Копьё Судьбы — священная реликвия христиан, которое римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Христа. Место хранения оспаривают несколько храмов.
Копьё Гора, которое благословила богиня Нейт. «Его крючки — лучи солнца, его острия — когти Мафдет» (богини наказания)[25].
В славянской мифологии
Копье Юлия Цезаря, по сообщениям немецких католических миссионеров — очень старый железный наконечник копья, хранившийся в одном из храмов в знаменитом городе поморских славян Юлине (Волине, Йомне или Юмме), который почитался как наконечник копья самого Юлия Цезаря.
Гае Ассайл, Ассал, Копьё Луга (Gáe Assail, Spear Lúin, Spear of Lugh) — одно из 4-х сокровищ племён Богини Дану, из города Гориаса. Использовалось богом Лугом во второй битве Mag Tuired[27]. Возвращалось после сделанного броска[28].
Гае Булг, Га Булга (Gáe Bulg) — копьё Кухулина, полученное им от царицы Скатах. Изготовлено из костей морского зверя. Второе копьё Кухулина — Del chliss.
Гае Деарг (Gáe Dearg) — «Красное копьё» Диармайда (Diarmuid Ua Duibhne), которое он получил от приёмного отца, Ангуса Ога, и использовал, если дело касалось жизни и смерти. В более легких приключениях он использовал Gáe Buide — «Жёлтое копьё».
Карр Белаиг Дургин (Carr Belaig Durgin) — копьё Маэлодрана (Maelodran), которое могло убивать по собственной воле, или же убивало благодаря контролю над ним демона, убивавшего всех, кто пробовал пройти, не предложив приношение («Aided Máelodrán meic Dímma Chróin»).
Крималл (Crimall, «в кровавых пятнах») — копьё Кормака Мак Аирта (Cormac mac Airt).
Кродерг (Croderg) — ядовитое копьё, которым Друимдерг (Druimdherg mac Dolair), убил Кайсел Клумаха (Caisel Clumach), короля Норвегии и владельца огненного щита в битве при Вентри (Cath Finntrága).
Копьё Огмы — копьё кельтского бога солнца, применявшееся им в проведении светила.
Копье Фиахи — магическое копьё, изначально принадлежавшее Фиахе (Fiacha), который не знал, как его использовать и затем передал Финну Мак-Кумхайлу, использовавшего его против Айлена (Aillén).
Лунное копьё (фр.Le Pic de Lune) — загадочное копьё, подаренное племени пиктов божеством луны[29].
Пятизубое копьё Фотхада (Fothad’s five-pronged spear) — отравленное копьё, входило в число вещей, которые дух мёртвого Фотхада (Fothad Canainne) сказал собрать своей возлюбленной.
В рыцарских романах
Карающее копьё (фр.Lance vengeresse) — которым рыцарь Балин Дикарь поразил короля Пеше[30] (Артуровский цикл).
Ронговеннан, Ронжомэ, Рон (Rhongowennan, Rongomiant, Ron) — копьё короля Артура[27][31]. Было выковано в Каэр-Мирддин (Caer Myrddin) кузнецом по имени Гриффин (Griffin).
Азиатские копья
Аль-Монсари и аль-Монсави — два копья пророка Мухаммада.
Амэ-но-нухоко (яп.天沼矛, «небесное драгоценное копьё») — нагината богов-творцов японского пантеона Идзанаги и Идзанами, которой они вынули землю из моря.
Брахмаданда («дротик Брахмы») — дротик бога Брахмы. Может поражать страны и народы на протяжении нескольких поколений.
Нихонго (яп.日本号) — принадлежало даймё Фукусиме Масанори, который проспорил его Мори Тахэ, XVII в., песня «Куродабуси»[32]. До этого находилось в Императорском Дворце. В настоящий момент в Городском Музее Фукуока (Fukuoka).
Змеиное копьё (蛇矛) Чжан Фэя (en:Zhang Fei), китайского генерала III в. н. э.
Томбогири (яп.蜻蛉切, «Подсекатель стрекоз») — копьё, изготовленное оружейником Мурамаса Иайто (Muramasa Iaito или Masazane)[33], период Муромати. Принадлежало даймё Хонда Тадакацу (Honda Tadakatsu). Имя получило от стрекозы, присевшей отдохнуть на её острие и сразу оказавшейся разрезанной пополам. Одно из трёх легендарных японских копий. Два других — Отэгинэ (яп.御手杵) и Нихонго (см. выше).
Копьё Морских Королей у А.Бушкова, «Нечаянный король» (как оказалось, этим «копьем» была атомная субмарина "Рагнарек" из соединения «Морские Короли» или, что вероятнее, специальные торпеды на этой субмарине)
Копьё Айглос - оружие Гил-Галада, последнего верховнго короля нолдор Средиземья. Использовалось им в Войне Последнего союза, в частности в поединке Гил-Галада и Элендила с Сауроном. Его дальнейшая судьба и владельцы(если были) не известны.
Трезубцы
Шива несёт Сати на своем трезубце
Посейдон
с трезубцем
Трезубец встречался в качестве атрибута лишь у божеств, причем связанных со стихиями. «Во многих случаях символика трезубца связана с магией числа три и с солярными символами: крестом, свастикой». Также относится к группе фаллических символов[34].
Трезубец Посейдона. Вызывал землетрясения и порождал лошадей своим ударом о твердь. Сделан киклопами. Символ морской стихии, грома и бури.
Трезубец Сатаны. Согласно другому варианту, владыка ада владеет не холодным оружием, а сельскохозяйственным орудием — вилами (потому что «Смерть косит, а дьявол убирает урожай»).
Конго (Kongō 金剛) — трезубое оружие, которое испускало лучи света в темноте. Давало обладателю мудрость и проницательность. Изначально принадлежало японскому богу гор Коя-но-Мёин (Koya-no-Myoin). (Эквивалент ваджры).
в индуизме
Ваджра — (санскр.वज्र, «молния») — оружие богаИндры — скипетр-трезубец. Выкован Тваштаром. Вариант — его даровал Индре Кавья Ушанас. Ваджра описывается как золотая или железная, о четырёх или о ста углах или в форме диска, позднее — как крестообразная. В «Махабхарате» рассказывается, что ваджра была сделана из костей святого отшельника Дадхичи, который добровольно пожертвовал свой скелет для этой цели. (См. также Дорже).
Жуи Цзиньгу Бан (Ruyi Jingu Bang) — посох Сунь Укуна (Царя обезьян) в древнекитайской мифологии, по легенде, мог менять размер от зубочистки до «подпирающего небеса».
Изогнутый клинок Зелёного Дракона (青龍偃月刀, Qīng Lóng Yǎnyuè Dāo, Green Dragon Crescent Blade) — гуань дао, легендарное оружие Гуань Юя (Guan Yu) в романе XIV в.«Троецарствие».
Коса Смерти в традиционном представлении европейцев.
Метательное оружие
Луки
Луки также чаще являлись оружием богов, а не героев. Так, лук Шивы был эмблемой его силы «На этом символизме основывается понятие „напряжения“ (натяжения) четко определенное Гераклитом и тесно связанной с жизненной и духовной силой. Benoist отмечает, что лук и стрелы, как атрибуты Аполлона, олицетворяют энергию солнца, его лучи, мощь улучшения и очищения»[15].
Золотой лук был выкован Ильмариненом (вместе с Красным кораблем и Золотым плугом).
Лук Геракла, при помощи которого тот совершил некоторые из своих подвигов («Стимфалийские птицы», «Коровы Гериона»), освободил прикованного Прометея и даже угрожал богу Гелиосу. Обладателем лука Геракла после смерти героя стал Филоктет. Только при помощи этого лука могла быть взята Троя.
Лук Одиссея, натянуть тетиву на который мог только он сам.
Лук Эрота (Купидона), стрелы из которого приносили любовь.
Гурза’и гав-сар (گرزه [ی] گاو سار, gurza 'i gav-sar, «бычьеголовая булава») — булаваФаридуна (Faridun), персонажа «Шахнаме». Оружие также принадлежало и Рустаму.
Карнвеннан (Carnwennan, Carnwenhau, «гость») — нож или кинжал короля Артура.
Топор Куллуха (Culhwch) — принадлежал Кухулину, был настолько острым, что заставлял кровоточить воздух.
Палица Геракла, подарок Дедала[37], вариант — сделана Гераклом из вырванного им с корнями в Немейской роще твёрдого как железо, ясеня. Служила объектом поклонения древних греков — её изображали отдельно на монетах, в виде палицы изготавливали терракотовые алтари[38].
М. Е. Винге, «Тор»: бог-громовержец мечет молнии с помощью Мьёллнира
Серп Кроноса, которым он оскопил отца. Выкован тельхинами из адаманта, мог разрезать все, что угодно.
Серп, который, согласно «Книге Апокалипсиса», будет использоваться Сыном Человеческим для душ при конце света.[39]
Кнуты и плётки
Золотая плётка-семихвостка Альбериха (Albrîchene geisel swaere von golde), которой он разбил щит Зигфрида.
Кнут кельтского солнечного бога Огмия (Ogmios), мог контролировать движение планет.
Кнут-самобой в русских сказках обращает человека в лошадь и разгоняет вражье войско[40].
Неназванные виды оружия
Агни
Употребляется в мифах по имени собственному, типологическая принадлежность — загадочна.
Сияющее Оружие, Сияние Ашшура — оружие Асархаддона и его сына Ашшурбанипала, оружие, испускающее яркое, ослепительное сияние, было частью головного убора богов, употреблялось в битвах против Египта. Оно же — у Салманасара: «Я воевал с Могучей Силой, которую дал мне Ашшур, повелитель мой; и с сильным оружием, дарованным мне Нергалом, что направляет меня». От оружия Ашшура, гласят надписи, исходило «сияние ужасное». Вражеские воины бежали с поля боя, увидев «ужасное Сияние Ашшура, объявшее их».[41].
Оружие тридцати — предположительно, гарпун, который Хор пустил в Сета и ранил его в тестикулы. Имел странный, практически невероятный наконечник — сначала выстреливал передний, самый большой снаряд, а потом два другие снаряда поменьше[41].
Антардхана («исчезновение») — легендарное оружие, применением которого можно было заставить исчезнуть предметы и препятствия, оружие Куберы.
Брахмаширас («голова Брахмы») — мифическое оружие, описанное в «Махабхарате»; называется также Пашупата или Раудра. Действие его ужасно и наделено чудовищной силой, в конце Юги оно испепеляет Вселенную, а последствия его применения в бою — поражение зародышей в женщинах. По одной версии — огненная стрела, по другой версии — сильнейший яд, добытый из глубин океана и выпитый Шивой для спасения мира, по третьей — пламя, заключённое в стебле травинки.
Бхаума — мифическое оружие богини земли
Вайавъя («принадлежащий богу ветра Вайю») — вид мифического оружия, находящегося под покровительством бога Вайю и обладающего мощью ветра[42].
Уинебгуртихер (Wynebgwrthucher) — щит короля Артура в «Мабиногионе». Он же называется Придвен (Pridwen) у Джеффри Монмутского (в «Мабиногионе» Придвен оказывается именем корабля Артура). В другом варианте зовется Госвит (Goswhit).
Щит Ланселота, дан ему Владычицей озера, излечивал рыцаря от усталости и давал ему силу троих мужчин.
Заколдованный щит Абима, мавра из «Песни о Роланде», украшенный драгоценными камнями, добытыми сатаной[43].
Щиты в славянском мире
Щит Яровита, славянского бога военной ярости и плодородия, огромный и обтянутый золотом, был неприкосновенным в мирное время, и приводил к победам во время военное.[44]
Скандинавские щиты
Свалинн (Svalinn) — в скандинавской мифологии щит, стоящий перед солнцем.
Скреппинг (Skrepping, Skrep, Skrepping) — щит Видрика Верландсона (Виттиха, Wudga) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада[45]. Другой вариант его имени — Бортинг (Borting).
Щит Тьмы, использовался Хёдом для защиты от бога Вали.
Шлемы
Госвит (Goswhit, «белоснежный, как гусь») — шлем короля Артура по Лайамону.
Кат Барр (Cath Barr, Caṫḃárr, Cathbhárr) — шлем Луга, с одним драгоценным камнем позади и двумя впереди.
Шлем Рустама («Шахнаме»), на котором была закреплена голова белого гиганта Див-е-Сепида (Dive-e Sepid).
Хильдигримр (Hildigrimr, Hildegrim) — шлем Тидрека (Thidrek — Дитриха Бернского) в «Саге о Тидреке» («Thidrekssaga»). Ярко сверкал круглым драгоценным камнем.
Хулидсхельм (Huliðshjálmr) — шлем карликов.
Эгисхельм, Шлем-страшило[46] (Ægis-helm, ægishjálmr, «шлем ужаса») — служил Фафниру, чтобы отпугивать возможных похитителей его сокровища, захвачен Зигфридом. Другой шлем Зигфрида принадлежал Дреду (Helm of Dread).
Примечания
↑ Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки
Charles Kauffman. Names and weapons // Communication Monographs Volume 56, Issue 3, 1989
Piotr Grotowski. Arms and Armour of the Warrior Saints: Tradition and Innovation in Byzantine Iconography (843—1261)
↑ Macphail’s Edinburgh ecclesiastical journal and literary review
↑ Symbols of Power in Art
↑ M.L. West. Indo-European Poetry and Myth
Martin Wettstein. Norse Elements in the work of J.R.R. Tolkien
↑ Долгов В. В. «Волшебные мечи» в контексте религиозных воззрений человека Древней Руси
Paul Diel. Symbolism in Greek Mythology: Human Desire and Its Transformations
↑ Emma Jung,Marie-Louise von Franz. The Grail Legend[]
Teutonic Mythology, Vol. 1 of 3: Gods and Goddesses of the Northland
Jane Garry,Hasan El-ShamyArchetypes and Motifs in Folklore and Literature
Фалл // Словарь изобразительного искусства. — 2004—2009
Копье // Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Jean Markale. The Grail: The Celtic Origins of the Sacred Icon
↑ О холодном оружии. Живая сталь: мифы и реалии
Египетский символизм
Areadbhar
↑ Facts & Figures. Enchanted Objects
Mythology Resource Page
↑Le «Pic de Lune» est une étrange lance qui fut remise aux peuplades pictes par l’encore plus étrange divinité «Jack», un habitant de la lune. La pointe de la lance a été taillée dans un morceau de pierre lunaire. C’est le Concile des Humbles qui a le pouvoir de désigner le Gardien du Pic de Lune.
Epees de legendes
Arthur’s weapons etc.
Traditional Weapons in Japan
Muramasa Iaito
Трезубец // Словарь изобразительного искусства. — 2004—2009
Зубарь В. М. О характере культа Геракла в херсонесском государстве в эллинистический период
↑И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (Откр. 14; 14). И иной Ангел, имеющий власть над огнём, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нём ягоды. (Откр. 14; 18)
↑Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок .D1.81.D0.BA не указан текст
↑ Войны богов и людей
Толковый словарь для читающих ведическую литературу.
Архиепископ шпорит лошадь рьяно,
С разгона на Абима налетает,
Бьёт в щит, который дивно изукрашен:
Горят на нём бериллы и топазы,
Алмазы и карбункулы сверкают.
Сам сатана добыл их в Валь-Метасе,
Абиму ж их эмир Галафр доставил.