Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Окна сатиры роста реферат, окна сатиры роста революционная агитация, окна сатиры роста маяковский анализ

«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 19191921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 19181920.

Содержание

Характеристика

Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.

В своей работе «Грозный смех» Маяковский так писал о них: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. (…) Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек»[1].

За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета[2] до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах — обычно в пустующих гастрономических магазинах. В своих воспоминаниях В.Б. Шкловский утверждал, что:

«Окна РОСТА» правильно существовали и кончились тогда, когда опять появились магазины.

— «В. Маяковский в воспоминаниях современников»[3]

Окна сатиры возникли осенью 1919, первый плакат с текстом Грамен и рисунками Черемных был выставлен в Москве в начале сентября[4], к 1920 году «Окна РОСТА» добрались до Баку, Саратова, Харькова, Одессы, Ростова-на-Дону, выходили они до 1921 года. Темами плакатов были борьба с Врангелем и тифозными вшами, голодающие и т. п.

В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка[5] и раёшника. Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов).

«Специфика их заключалась в немедленной реакции на самые злободневные вопросы и факты. Тексты „Окон РОСТА“ отличались простотой и точностью характеристик, идущих от традиций народных лубков и частушек. В этих текстах нашел свое яркое выражение талант Маяковского-публициста. (…) Плакаты РОСТА, как правило, многосюжетны. В них сложился и типизировался определенный дух персонажей, переходящих из плаката в плакат: рабочий, красноармеец, крестьянин, капиталист, поп, кулак»[6].

Противостоящие творческие организации

Окнам РОСТА, по мнению историка Владлена Сироткина, противостоял ОСВАГ:

С высоты прошедших лет, читая воспоминания участников Гражданской войны с «красной» и «белой» сторон, начинаешь понимать, что оба «агитпропа» — в Москве и в Ростове-на-Дону — были зеркальным отражением друг друга, только с обратными знаками. В Москве висели «Окна РОСТА» со стихами Маяковского и Демьяна Бедного, в Ростове — «Окна ОСВАГа» с виршами Наживина или «белого Демьяна» рифмоплета А. Гридина. Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь ражий доброволец — «жида» Троцкого.

Владлен Сироткин "Зарубежные клондайки России"

Художники

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.

В создании «Окон РОСТА» в участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.

Интересные факты

  • Персональную выставку Маяковского «20 лет работы», экскурсоводом на которой был сам Маяковский, и в основу экспозиции которой легли «Окна сатиры РОСТА», не посетили ни представители творческой интеллигенции, ни руководящие лица[7].

См. также

Примечания

  1. Лебедев П. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. С. 11
  2. "Грозное оружие" «Журнал «Смена», опубликовано в номере №280, Апрель 1936: "Сначала «Окна Роста» делались в одном или двух экземплярах. Потом их научились размножать при помощи вырезанного из картона «трафарета»".
  3. "В. Маяковский в воспоминаниях современников"
  4. "Искусство. Книга для чтения" Алпатов М.В. и др. стр.468 "Просвещение" 1969.
  5. "Древнерусские комиксы" «Журнал «Смена», опубликовано в номере №1755, Январь 2011: "Последний всплеск «лубочной активности» пришёлся на «Окна РОСТА»".
  6. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. С. 302
  7. «Смерть Крикогубого Заратустры»: «Он (Маяковский) пытался напомнить о своих заслугах: „Окна сатиры РОСТА“, афиши выступлений, стенды с книгами, альбомы с вырезками из периодики. Вот только писатели, приглашенные на ту выставку, не пришли, как не пришли и вожди».

Ссылки

  • «Окна РОСТА» на странице о В. В. Маяковском
  • Пародии на Окна РОСТА в середине 1990-х


Окна сатиры роста реферат, окна сатиры роста революционная агитация, окна сатиры роста маяковский анализ.

Файл:Countess Orlov-Denisov.jpg, Ноу, Мэри.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24