Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Одержимая (фильм, 1981)

Одержимая бесом
Possession
Жанр

фильм ужасов

Режиссёр

Анджей Жулавски

Автор
сценария

Анджей Жулавски
Фредерик Тютен

В главных
ролях

Изабель Аджани
Сэм Нилл

Оператор

Брюно Нюиттен

Композитор

Анджей Коржиньски

Длительность

123 мин.

Страна

Франция

Год

1981

IMDb

ID 0082933

«Одержимая» (Possession) — артхаусный фильм ужасов, снятый в 1981 году французскими кинематографистами во главе с режиссёром Анджеем Жулавским на английском языке. Это единственный англоязычный фильм Жулавского. Сценарий написан режиссёром (при участии Фредерика Тютена) в период болезненного для него развода с актрисой Малгожатой Браунек[1].

Содержание

Сюжет

Действие происходит в Западном Берлине под сенью Берлинской стены. Семейная пара, Анна и Марк, воспитывает маленького сына. Работа Марка на спецслужбы связана с частыми командировками. Во время его отсутствия Анна сходит с ума от одиночества и сексуальной неудовлетворённости. За решением своих проблем она идёт в церковь, но перед статуей Христа неожиданно для себя начинает мастурбировать. Вслед за этим символическим зачатием Анна в пустынном подземном переходе теряет контроль над своим телом и после гротескных конвульсий рождает жуткое создание наподобие осьминога с фаллическими щупальцами.

По возвращении с очередного задания Марк понимает, что его брак идёт под откос. Анна ведёт себя странно и подолгу отсутствует дома. Его снедают любовь к жене и ревность. С помощью частного сыщика он выходит на бисексуального любовника Анны и нападает на него с угрозами. Ему невдомёк, что в полузаброшенной квартире на другом конце города Анна предаётся сексуальным утехам со своим головоногим отпрыском. Всех мужчин, кто попадает к ней в квартиру, она скармливает чудовищу. С ходом времени монстр приобретает антропоморфные черты, а к концу фильма принимает обличье её мужа.

Премьера и прокат

На премьере в Каннах фильм был встречен с интересом, однако в Великобритании вошёл в список «недостойных видеофильмов» и фактически был запрещён к дистрибуции[1]. На американские экраны его допустили в сильно урезанном виде в канун Хэллоуина 1983 года. Цензоры исключили из картины больше трети хронометража. Этот вариант вызвал насмешки американской прессы как образчик дешёвого гран-гиньоля и не имел никакого успеха у публики[2]. Со временем фильм был переоценен в лучшую сторону[3]. Когда он вышел на DVD, журнал Sight & Sound охарактеризовал работу Жулавского как «одно из самых ярких, прочувствованных нутром изображений распада отношений в истории кино»[1].

Актёрские работы

Главные роли исполняют суперзвезда Изабель Аджани (Анна), практически не известный в то время новозеландский актёр Сэм Нилл (Марк) и Хайнц Беннент (любовник Анны), только что прогремевший у Трюффо в «Последнем метро». Аджани признаёт, что ей понадобилось несколько лет, что прийти в себя после актёрской работы, которую Дж. Хоберман назвал «подлинной арией истерики»[2]. Поведение её героини справочник Time Out сравнил с поступками «неизлечимо больных бешенством»[4]. Неоднозначную реакцию вызвала сцена родов в подземке, где героиня, по словам Хобермана, «истекает кровавой слизью из каждого отверстия»[2]. Когда Аджани билась в неистовых конвульсиях, то следовала указанию режиссёра «совокупляться с воздухом»[2]. Её бескомпромиссность была отмечена каннским призом лучшей актрисе и национальной премией «Сезар».

Кинокритика

Пытаясь классифицировать «Одержимую», критики проводили параллель с «Отвращением» Поланского и «Выводком» Кроненберга. Жанровая природа фильма до сих пор вызывает споры. Как отмечает Хоберман:

«Одержимая» начинается как необычайно жесткая история развода, затем — не без рвотного рефлекса — выворачивает на психологический распад личности в духе «Отвращения», после чего следует возгонка в залитый кровью авангардный хоррор семидесятых («Голова-ластик», «Выводок»), заканчивается жё всё в царстве дешёвой метафизики типа «Я вышла замуж за монстра из космоса»[2].

Камера Бруно Нюиттена непрестанно кружит вокруг героев, следуя вслед за ними по лабиринтообразным квартирным коридорам и спиралевидным лестницам, то и дело разворачиваясь на 180 или даже на 360 градусов, создавая у зрителя ощущение ускоряющегося головокружения.

Ряд критиков отказывает монстру со щупальцами (его создал маэстро Карло Рамбальди) в физической реальности. В Sight & Sound чудовище названо «излиянием Оно» главной героини[1], для рецензента Slant Magazine это «отвлечённое воплощение тревоги и одержимости обоих супругов»[5] и т. д.

Многие пишущие о фильме обращают внимание на пропущенный через него мотив двойничества[1]. Оба супруга уходят из жизни, но их заменяют двойники с прямо противоположным темпераментом. В последней сцене фильма двойник Марка пытается войти в дом зеленоглазой детсадовской воспитательницы, которая очень похожа на Анну (её тоже сыграла Аджани).

Примечания

  1. ↑ BFI | Sight & Sound | DVD: Andrzej Zulawski's Possession (1981)
  2. ↑ Extreme Sex Addiction in Shame; Extreme Everything in Possession — Page 1 — Movies — New York — Village Voice
  3. Possession (The Night the Screaming Stops) - Rotten Tomatoes
  4. Possession Review. Movie Reviews - Film - Time Out London
  5. Possession | Film Review | Slant Magazine

Одержимая (фильм, 1981).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24