Монастырь | |
Ново-Коренная пустынь
New Kursk-Root Icon Hermitage |
|
Страна | США |
Местоположение | Магопак (англ.)русск., штат Нью-Йорк |
Епархия | ставропигиальный монастырь РПЦЗ |
Основатель | архиепископ Серафим (Иванов) |
Дата основания | 1949 год |
Но́вая Коренна́я пу́стынь в Магопа́ке (Ново-Коренная пустынь, англ. New Kursk-Root Icon Hermitage) — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви Заграницей, расположенный в селении Магопак (англ.)русск. (местное произношение Мэ́йопэ), штат Нью-Йорк.
При пустыни находится Синодальный свечной завод а также кладбище, где покоятся ряд известных деятелей Русской зарубежной церкви.
В 1949 году князь и княгиня Белосельские-Белозерские, узнав о готовившемся переселении Архиерейского Синода и чудотворной Курско-Коренной иконы в США, безвозмездно предоставили Русской Зарубежной Церкви в распоряжение своё загородное имение около Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка. В этом имении, с благословения митрополита Анастасия (Грибановского), и было решено устроить ставропигиальное иноческое подворье, которое, по прибытии Синода, могло бы стать временной его резиденцией.
Строителем и настоятелем синодального подворья стал епископ Троицкий Серафим (Иванов), предложивший назвать подворье «Новая Коренная пустынь» в память о разрушенной старой Коренной пустыни, где была обретена чудотворная икона. Уже 29 января 1950 года, через 19 дней после приезда архиепископа Серафима в Магопак, была освящена домовая церковь, а после освящения в Новой Коренной пустыни была отслужена первая литургия.
В 1952 году Архиерейский Синод переселился в город Нью-Йорк, где была устроена Синодальная Знаменская церковь с пребыванием чудотворного образа в ней, ибо пребывание в несколько удалённой от центра пустыни препятствовало Архиерейскому Синоду полностью осуществлять свою церковно-общественную деятельность, особенно в зимнее время.
В 1957 году настоятелем Ново-Коренной пустыни стал архимандрит Иннокентий (Быстров). Братии всегда было немного — около 10 человек, из которых иночествующих было меньше половины. В летнее время в пустынь приезжало много богомольцев. Иные проводили в пустыни свои отпуска, чтобы надышаться, как они говорили, «русским церковным воздухом». Были семьи, которые из года в год проводили с детьми всё лето. Для них была устроена небольшая временная гостиница из гаража, а затем была построена полноценная.
В 1981 году архимандрит Иннокентий отошёл ко Господу. После этого на поддержание и развитие обители не выделялось никаких средств. К середине 1990-х годов монахов в Новой Коренной Пустыни уже не осталось. Здания и территория постепенно начали приходить в упадок. За исключением богослужений и деятельности синодального свечного завода, жизнь в Пустыни протекала медленно и тихо. Служил ушедший на покой священник Алексей Дмитриев[1]. В обители произошёл пожар, который практически уничтожил церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
К началу 2000-х годов братии в пустыни уже не было, и большая часть зданий на территории пустыни находились в крайне запущенном виде. Главный корпус с храмом нуждались в капитальном ремонте. Рассматривались даже планы снести храм и монастырские постройки, а землю продать или сдать в аренду коммерческим структурам. Но прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы твёрдо решили своими силами сохранить святое место. Прихожан поддержал Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр, который посетил пустынь в сентября 2004 года[2].
Летом 2009 года силами энтузиастов были начаты восстановительные работы в Ново-Коренной Пустыни, а в сентябре был основан приход имени Рождества Пресвятой Богородицы при обители[3]. В декабре того же года состоялось первое заседание рабочей группы по развитию Ново-Коренной Пустыни в Магопаке, на котором обсуждалось поэтапное расширение начатых работ в главном здании, общее улучшение состояния остальных строений и создание конкретного плана на будущее[4].
В январе 2010 года протоиерей Виктор Цешковский назначен настоятелем прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Магопаке[3].
Большой интерес к работам по возрождению и реставрации обители, которая должна одним из центров русского зарубежья в США, проявляет Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион, называя её тем местом в истории Русской Америки, которое «сыграло спасительную роль в жизни тысяч наших отцов и дедов и помогло им соединиться в единое святое общество, называемое Русская Зарубежная Церковь».
Ново-Коренная пустынь.