Ниндзю́цу (яп. 忍術 Ниндзюцу , «искусство скрытности») — японское боевое искусство.
Содержание |
Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IX—XII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.
Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.
Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.
Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога.
В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.
Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.
В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.
По мнению историка-япониста Горбылева, отдельной системы рукопашного боя ниндзя не существовало[1]. Кланы ниндзя использовали старую форму дзю-дзюцу. Вместе с тем, были отличия от самурайских стилей дзю-дзюцу.
Ни одно из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведет происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приемы ниндзя сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях японской армии.
При бегстве применялись 2 приема рукопашного боя[2]. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.
По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков[3]. Серьезные тренировки в рукопашном бое влекут за собой серьезные изменения во внешнем облике и демаскируют ниндзя. Поэтому ниндзя делали акцент на приемах внезапного нападения с близкой дистанции.
По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах[1]. Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или тёмно-серые оттенки. По мнению Горбылева именно эти оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях.
Специализации феодальной Японии | |
---|---|
Стрельба из лука | кюдзюцу (англ.) • кюдо • сагэй |
Владение копьем | содзюцу (англ.) • яридзюцу • нагинатадзюцу • содэгарамидзюцу • сасуматадзюцу |
Искусство посоха | бодзюцу • дзёдзюцу • дзёдо • тэцубодзюцу |
Искусство цепи и других орудий | кусаридзюцу • кусаригамадзюцу • манрикидзюцу • сигиригидзюцу • гэгигандзюцу • тэссэндзюцу • дзиттэдзюцу • яварадзюцу |
Владение мечом | синкагэ-рю • тодзюцу • кэндзюцу • кэндо • иайдо • баттодзюцу • тантодзюцу • дзюкэндо |
Оккультные искусства | ниндзюцу (синобидзюцу) • тоири-но-дзюцу • сикаири-но-дзюцу • сюрикэндзюцу • юбидзюцу • копподзюцу • фукихари • суйдзёхокодзюцу |
Без оружия | айкидзюцу • айкидо • вадзюцу • гэнкоцу • гёкутэдзюцу • дзюдзюцу • дзюдо • карате • киайдзюцу • коси-но вакари • коси-но мавари • кумиюси • кэмпо • • сёгусоку • сикаку • субаку • сумай • сумо • тайдо • тайдзюцу • тайходзюцу (англ.) • тикаракурабэ • хакуси |
Прочее | бадзюцу (верховая езда) • суйэйдзюцу (плавание) • оёгидзюцу • кацу годзэн оёги |
Это заготовка статьи о боевом искусстве. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о Японии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ниндзюцу.