Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Николай Сазонтович Ильин

Николай Сазонтович Ильин (1809 — 3 июля 1890, Митава) — основатель «Десного братства».

Содержание

Биография

Николай Сазонтович Ильин родился в семье офицера, выслужившегося из солдат, а затем, уже после его рождения, разжалованного в рядовые.

Мать Н. С. Ильина была ревностной католичкой, юридический отец — православным. До 12 лет он учился у православного диакона, а затем мать отдала сына в Полоцкий иезуитский коллегиум. Жена Ильина, Ольга Евстафьевна Тиде, была лютеранкой. Последнее обстоятельство его особенно огорчало. Любя жену, Ильин не побуждал её к переходу в православие, но при этом жестоко страдал от того, что между ними нет единства в вере. Лишь через десять лет после свадьбы, в 1844 году, когда вскоре после родов Ольга Евстафьевна тяжело заболела, он убедил её, что недуг — наказание за грехи, и только переход в православие дарует ей исцеление. Обращение жены и её стремительное выздоровление произвели огромное впечатление на Ильина, и он публикует в журнале «Маяк» свой рассказ «Присоединение лютеранки к православию».

Но это был не первый литературный опыт Н. С. Ильина. За год до этого он опубликовал в том же журнале статью «Общая азбука в природе человека», в которой доказывал необходимость объединения всего человечества и предлагал ввести для этого единый алфавит. Именно размышления о причинах розни между людьми и путях их религиозного объединения побудили Ильина обратиться к изучению мистических книг. Он зачитывался журналом А. Ф. Лабзина «Сионский вестник», произведениями К. фон Эккартсхаузена и И. Г. Юнг-Штиллинга. Служа в Западном крае, куда он был направлен после окончания офицерских классов при Михайловском артиллерийском училище, будущий ересиарх (а в то время — ревностный поборник православия) часто заходил в синагоги и провоцировал раввинов к религиозным диспутам. Однако со временем и, быть может, не без влияния этих бесед, его православное рвение начинает ослабевать.

Примерно в 1850 году, служа приёмщиком артиллерийских снарядов на Баранчинском заводе в Пермской губернии, Н. С. Ильин начинает проповедовать своё учение и вокруг него складывается круг единомышленников. Тогда же он начал писать свой главный труд, названный по аналогии с журналом А. Ф. Лабзина «Сионской вестью». Но в 1859 году о секте стало известно властям, Ильина с его последователями арестовывают и после длительного следствия заключают в Соловецкий монастырь.

На Соловках, куда Н. С. Ильин прибыл 25 сентября 1859 г., ему каким-то образом удавалось поддерживать связь с единомышленниками на воле и продолжать писать свои сочинения. Здесь Ильин приступает к составлению сборника гимнов, молитв и назидательных произведений «Луч света для рассвета». Свои гимны он сочинял на мелодии самых разных песен — от «Боже, царя храни», «Гром победы, раздавайся» и «Верую» Д. С. Бортнянского до мазурок, полек и даже таких далёких от высокого стиля произведений, как «Чижик, Чижик, где ты был?» или «Нуте, рюмки наливайте». Здесь же Ильин получил откровение свыше, что ему предстоит дать людям истинный перевод Апокалипсиса — «Книги с Неба», как он его называл.

Пытался Ильин и проповедовать своё учение товарищам по несчастью. Некоторые при этом всецело подпадали под влияние Ильина, другие не принимали его взглядов, и с ними он яростно спорил. Одним из непримиримых оппонентов Ильина был пермский мещанин Андриан Пушкин, также заточенный в Соловецкий монастырь за религиозное инакомыслие. Критике его взглядов посвящено полемическое сочинение Ильина «Пред-Антихристово сумасбродство», найденное в Тамбовке. Поскольку в нем упоминается, как продолжающий свою работу, I Ватиканский собор Католической церкви (8 декабря 1869 — 20 октября 1870 г.), написание этого произведения можно датировать первой половиной 1870 г.

В 1879 г. родственникам удается добиться освобождения Ильина и его направления на поселение под надзор полиции в г. Паланген (Палага). Оттуда Ильин вскоре был переведен в Митаву (Елгава). Здесь он продолжает писать гимны, трактаты, полемические произведения, под которыми подписывается как «Всемирный светитель».

6 июля 1890 г. курляндским губернатором была направлена депеша председателю Екатеринбургского окружного суда: «Обвинявшийся в распространении секты, подрывавшей православную веру, и состоявший под надзором полиции отставной капитан артиллерии Николай Сазонтович Ильин по доставленным мне митавским полицмейстером сведениям 3-го сего июля скончался»

Сочинения

  • «Книга с Неба» — апокалиптический текст, являющийся вольным пересказом «Откровения Иоанна Богослова» (Ильин утверждал, что это — его «перевод» Апокалипсиса);
  • «Гимны победителя» — сборник песнопений
  • эсхатологические сочинения «Невеста Агнца» (в двух списках),
  • «Из всего свода слова Божия или тайн, заключенных в Апокалапсисе»
  • «О погибели запечатленных седмиглавым зверством»; своеобразный «дайджест» из произведений Ильина
  • «Эссенция» (три списка); произведения полемического и назидательного характера
  • «Разрушение всех вер»,
  • «Призыв в сообщество к предвечнобессмертному Человеку Егове» (таково написание имени «Иегова» в текстах Н. С. Ильина — через букву «ять» и, как можно судить по метрике его стихов, на последнем слоге),
  • «Возражение или инквизиционный приговор на сие свидетельство Еговобожие»,
  • «О том, как одна католическая раскольница…» и
  • «Пред-Антихристово сумасбродство».[1]

Источники

  • Молоствова Е.В. Иеговисты. Жизнь и учение кап. Н.С. Ильина. СПб., 1914
  • А. В. Кореневский Неукротимый ересиарх (штрихи к портрету Н. С. Ильина) // Человек второго плана в истории. Выпуск 1. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2004 год (http://www.roii.rsu.ru/vipusk1.html)

Примечания

  1. Николай Сазонтович Ильин

Николай Сазонтович Ильин.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24