Неомифологизация — это попытка сознательно использовать миф нетрадиционно. Подобная попытка может приобретать форму самостоятельного поэтического мифотворчества.
Основоположник этого явления, Вагнер, считал, что миф имеет всеобщий характер и именно через него народ становится творцом искусства. Для многих явлений "неомифологизма" характерно смешение разных стилей и традиций в искусстве. В структуре одного произведения можно заметить и драматургические, и мифологические, и музыкальные начала. Все они вместе служат построению целостного текста. И если писатели-реалисты стремились показать жизнь максимально приближенной к действительности, то уже символисты (а они являются ранними последователями "неомифологизма") показывают специфику художественного видения в том, что нарочито отходят от чёткой временной и географической приуроченности. При этом глубинным объектом такого видения являются не только такие вечные темы как любовь, смерть, одиночество и т.п., но в первую очередь - личность человека в урбанизированном мире, её отчуждённость и машинное окружение.
В этих "неомифологических" произведениях миф не является ни единственной точкой зрения, ни единственной сюжетной линией. Он сталкивается с другими мифами, с реальностью, с историей. Соотношение мифологического и исторического в произведениях "неомифологической" направленности может быть самым разным, вплоть до возникновения отдельных сюжетных линий (например, как в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Стоит также отметить, что в подобных произведениях возможна игра точек зрения. Это связано с тем, что ни историческая ни мифологическая составляющие не проводятся последовательно.
Неомифологизация в Викисловаре? | |
Неомифологизация в Викицитатнике? | |
Неомифологизация в Викитеке? | |
Неомифологизация.