Негативное пространство — в искусстве — пространство между или вокруг объекта / объектов рисунка. Негативное пространство может быть наиболее заметным, когда пространство вокруг объекта, но не сам объект, формирует соответствующие художественные формы, и такое пространство, как главный объект, иногда используется для художественного эффекта. Использование негативного пространства является ключевым элементом художественной композиции. Японское слово «ma» иногда используется для этой концепции, например, в садовом дизайне[1][2][3].
В двухцветном, черно-белом, рисунке предмет, как правило, показан черным цветом, а пространство вокруг остается незакрашенным (белым), тем самым формируя силуэт предмета. Однако, изменив цвета таким образом, что пространство вокруг объекта будет зарисовано черным, а сам объект останется незакрашенным (белым), получится негативное пространство, сформированное очертанием вокруг объекта.
Элементы рисунка, отвлекающие от главного рисунка или в случае с фотографией, объекты в той же фокальной плоскости, не считаются негативным пространством. Негативное пространство может быть использовано, чтобы изобразить предмет в избранной среде, показывая все вокруг предмета, но не сам предмет. Использование негативного пространства создает силуэт предмета.
Использование в композиции одинаковых негативных пространств, равно как и положительных, принимается многими специалистами за хороший дизайн. Этот основной принцип дизайна, который часто пересматривается, дает глазам «время для отдыха», увеличивая привлекательность изображения с помощью новых видений. Термин также используется музыкантами для обозначения тишины в произведении.
Один из инструментов, который используется преподавателями по искусству при изучении положительного и отрицательного пространства, стал известен из книги «Рисование правой частью мозга». В упражнении студенты переносили изображение с фотографии или рисунка, размещенного вверх тормашками. Так как изображение перевернуто, студенты не могли опознать предмет на рисунке. Поэтому они были способны уделить одинаковое количество внимания как положительному, так и негативному пространству. Результатом этого упражнения стал значительно более детальный рисунок.
Негативное пространство.