Национальный антитеррористический комитет (НАК) — орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президента Российской Федерации.
Образован Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.
Председателем НАК по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в настоящее время — генерал армии Александр Васильевич Бортников.
В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.
Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образуются антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образуется Федеральный оперативный штаб, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации — оперативные штабы, которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.
Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации образованы: в составе ФСБ России — аппарат Национального антитеррористического комитета, в органах федеральной службы безопасности — аппараты соответствующих оперативных штабов.
(в соответствии с Положением о НАК)
а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;
б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;
д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;
е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.
(в соответствии с Положением о НАК)
Для осуществления своих задач Комитет имеет право:
а) принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также осуществлять контроль за их исполнением;
б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;
в) создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комитета;
г) привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);
д) вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Состав Национального антитеррористического комитета по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116
Состав Федерального оперативного штаба по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116
Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116
Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с
Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116
Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 1267 с 1 октября 2009 г. — Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям)
Состав оперативного штаба в Чеченской Республике по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с (утратил силу Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 1267 с 1 октября 2009 г.)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 «О мерах по противодействию терроризму», до решения вопроса о совершенствовании управления контртеррористическими операциями на Северном Кавказе организацию планирования применения сил и средств по обнаружению террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении терактов на территории Северного Кавказа, а также по пресечению их деятельности продолжают осуществлять Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Региональный оперативный штаб, деятельность которых регулируется президентскими указами от 22 января 2001 г. N 61 и от 30 июня 2003 г. N 715.
Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, созданная после бесланских событий в сентябре 2004, преобразовывается в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в последнее время руководил полномочный представитель Президента в ЮФО Дмитрий Козак.
В августе 2006 г. руководитель НАК Николай Патрушев на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что, хотя террористическое подполье в Чечне удалось разгромить, но оперативная обстановка в ЮФО сохраняется напряжённой. По его словам, «успешные контртеррористические операции послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в Ингушетии и Северной Осетии, население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом 2006 в населённых пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.
Согласно Указу «О мерах по противодействию терроризму», формирование НАК начнётся лишь после вступления в силу закона «О противодействии терроризму». Законопроект «О противодействии терроризму» был принят в первом чтении ещё в декабре 2004, после терактов в Москве и Беслане, но пролежал практически без движения целый год, пока Владимир Путин не издал свой Указ. После этого Госдума спешно внесла в законопроект необходимые правки и уже 26 февраля 2006 приняла его в третьем чтении. Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму — в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.
Закон приведён в полное соответствие с президентским указом — основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.
В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм» — «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».
Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом Вооружённые Силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом.
|
|
---|---|
Международные организации | Антитеррористический Центр СНГ • Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег |
Государственные службы | Национальный антитеррористический комитет • ФСБ • Федеральное ведомство по защите конституции и борьбе с терроризмом • МНБ Азербайджана • КНБ Казахстана • КГБ Белоруссии • Общая служба безопасности Израиля |
Спецподразделения | Альфа • Витязь • Вымпел • SAS • GSG 9 • Противотеррористическая группа Сербии • Группа Лучко • Скорпион • Арыстан • Дельта • Hostage Rescue Team • SWAT • EKO Cobra • Omega • ЯМАМ • Дувдеван |
Контртеррористические операции | Северный Кавказ • Афганистан |
Законодательство | Патриотический акт • Закон о реформировании разведки и предотвращении терроризма |
Прочее | Война против терроризма • День солидарности в борьбе с терроризмом • Вихрь-антитеррор • Медаль «За участие в контртеррористической операции» • СОВО • УРСН |
Национальный антитеррористический комитет (Россия).