Наро́дный комиссариа́т та́нковой промы́шленности СССР (НКТП) — советский государственный орган управления танковой промышленностью в 1941—1945 годах.
Содержание |
Народный комиссариат танковой промышленности был создан 11 сентября 1941 года на базе наркомата среднего машиностроения в связи с большими потерями танков в Великой Отечественной войне[1]. Такие наркоматы существовали на тот момент и в других областях военной промышленности, например, в области авиации, и НКТП был устроен подобным образом. Размещался НКТП в Челябинске[2]. Первым его наркомом был В. А. Малышев, в июле 1942 года его сменил И. М. Зальцман[3].
НКТП стал одним из крупнейших промышленных наркоматов СССР. В его состав входил ряд крупнейших промышленных гигантов с численностью работников более 10 000 человек. Всего в годы войны на его предприятиях работало 200—250 тыс. человек.[1]
В состав НКТП были включены предприятия, уже имевшие в 1930-е годы опыт производства танков: в Харькове — завод № 183, производивший средние танки Т-34, и № 75, изготовлявший дизельные двигатели для танков; в Ленинграде — Кировский завод, выпускавший тяжёлые танки КВ и завод № 174, (лёгкие танки Т-26); в Москве — завод № 37 (лёгкие плавающие танки Т-40), Мариупольский завод им. Ильича, производивший корпуса для Т-34, и Подольский завод им. Орджоникидзе, одним из видов продукции которого было производство бронекорпусов для танка Т-40.
Поскольку к началу сентября 1941 года большинство из этих заводов уже находилось под угрозой захвата немцами, то одновременно в состав НКТП также вошли предприятия, расположенные в восточных районах СССР. Эвакуируемые танковые заводы «встречали»: Челябинский тракторный завод принимал Кировский завод, Уральский вагоностроительный завод размещал на своих площадях завод № 183, Уральский турбинный завод — двигательный цех Кировского завода, Уральский завод тяжёлого машиностроения — Ижорский завод, а Юргинский машиностроительный завод — завод № 75. Кроме того, в состав НКТП вошли Сталинградский тракторный завод, приступивший к выпуску Т-34, № 264 в Сталинграде, налаживающий производство бронекорпусов для СТЗ, и № 112 («Красное Сормово»), также переориентированный на изготовление танков Т-34.
Кроме того, в состав НКТП вошли заводы, первоначально не занимавшиеся производством танков. К концу 1941 года процесс формирования НКТП был завершён.
На первом этапе главной задачей НКТП было резкое увеличение объёмов производства танков. В приказе от 9 декабря 1941 года нарком танковой промышленности В. А. Малышев поставил перед директором завода № 183 Е. Ю. Максарёвым задачу «внедрить на заводе автотракторную технологию».[4] В короткие сроки на заводах НКТП были внедрены технологии массового производства, в частности конвейерная сборка танков, внедрены более производительные специализированные станки (полуавтоматы, многорезцовые, револьверные, и др.), осуществлён переход от ковки к литью деталей, а также освоен метода академика Е. О. Патона по автоматической сварке корпусов.
В результате, в течение 1942 года значительно снизилась трудоёмкость изготовления танка Т-34. Так, на заводе № 183 она снизилась на 22 %, а на заводе № 112 — на 40 %.[5]
Большое значение для роста производства танков также имели изменения, вносимые в их конструкцию. Однако упрощение конструкции и технологического процесса привело к снижению надёжности, поэтому с лета 1942 года основные усилия конструкторов НКТП были переключены с упрощения технологий изготовления на повышение надёжности танков. В июне 1942 года эту смену тенденций озвучил И. В. Сталин:
Наши танки превосходят заграничные, в том числе и немецкие, по своим техническим показателям, но уступают им в ходовой части… Надо иметь в виду, что теперь танкисты менее квалифицированы и поэтому танки надо делать проще, надежнее, а не рассчитывать на виртуозов… Новые танки делать пока не будем. Не надо отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки… К новым машинам вернёмся через месяц — полтора, когда конструкторы закончат работу по улучшению существующих танков.
— дневник В. А. Малышева[6]
Деятельность НКТП в начальный период войны (1941—1942 годы) предопределила последующую успешную работу советского танкостроения, которое по количественным показателям существенно опережало танковую промышленность Германии и оккупированных ею стран. Так, в СССР в 1942 году было произведено 24 504 танка и САУ, а в Германии — только 6 189; в 1943 году — 24 006 (в Германии 10,7 тыс.), в 1944 году — 28 983 (в Германии 18,3 тыс.), в первом полугодии 1945 года — 15 422 (в Германии только 4,4 тыс.)[7]
14 октября 1945 года Народный комиссариат танковой промышленности был переименован в Народный комиссариат транспортного машиностроения СССР. С 1946 года — Министерство транспортного машиностроения СССР.
Народный комиссариат танковой промышленности.