Музе́й свиде́тельств Сотворе́ния ми́ра (англ.Creation Evidence Museum of Texas) — расположен в Глен-Роузе (Техас, США). Основан в 1984 году Карлом Бо (англ.Carl Baugh)[1], в качестве некоммерческого учреждения, продвигающего креационизм через создание постоянной экспозиции предметов и идей, а также оказывающего помощь в палеонтологических и археологических раскопках, как и прочих исследовательских работах сторонников креационизма[2][3].
В 1982 году будущий создатель и директор музея — Карл Бо, американский младоземельный креационист, приехал в Глен-Роуз (Техас, США). Там с начала XX века в береговых известняках реки Пэлюкси, текущей по Долине Динозавров, иногда находили якобы окаменевшие следы лап динозавров и ступней человека. Эти отпечатки были приобретены Карлом Бо и в дальнейшем помещены в основанный им в 1984 году музей[4][2].
На участке, отведённом под музей рядом с Долиной динозавров, первыми помещениями стали два больших автомобильных трейлера[1].
Экспонирующиеся фонды образованы как в результате закупок или принятия в дар различных артефактов, так и в ходе археологических раскопок и экспедиций, проводимых силами самого музея. Например, в конце 90-х годов XX века в тропических лесах Папуа-Новой Гвинеи Карл Бо и Джим Блум (англ.Jim Blume), занимались поисками Ропена — якобы живущего там летающего существа, похожего на птерозавра[5][1][6]. Проводились раскопки динозавров, в частности, акрокантозавра в Техасе и диплодока в штате Колорадо, осуществлялись экспедиции в Израиль[7].
Кроме того, проводятся исследовательские работы. Музей располагает гипербарической барокамерой значительного размера. В ней, якобы, создаются атмосферные условия существования, непосредственно предшествовавшие Всемирному потопу. Эксперименты, по мнению устроителей, должны были привести к свидетельствованию роста в допотопных условиях продолжительности жизни и размеров живых существ[8]. Это, кроме удовлетворения чисто креационистских интересов, могло бы способствовать созданию путей увеличения пищевых ресурсов и, в частности, домашних животных и рыбы[9]. Карл Бо утверждал, что жизнь плодовых мушек им удалось утроить, но научной общественности строгих результатов предъявлено не было[2].
Музей регулярно осуществляет просветительские мероприятия, организуя экскурсии и лектории, способствующие продвижению идей креационизма. Традиционно по первым субботам каждого месяца с трёхчасовыми лекциями выступает директор и основатель — Карл Бо.
Некоторые экспонаты
В залах Музея свидетельств Сотворения,
май 2008 г.
Начало собранию музея было положено найденными в раскопках долины реки Пэлюкси окаменевшими отпечатками[4]. По утверждению Карла Бо, среди них якобы 475 следов динозавра и 86 человеческих. Все они находятся в непосредственном соседстве и иногда даже перекрывают друг друга[8].
Из коллекции этих отпечатков в музее некоторое время выставлялись так называемые Следы мелового периода Элвиса Делка[10] — якобы след стопы человека, частично перекрытый следом акрокантозавра. Их нашли при раскопках у реки Пэлюкси[11][12][13]. Так как отпечаток стопы существенно отличался от подобных отпечатков всех известных человеческих видов, Карл Бо дал специальное название этому новому человеку — «Homo Bauanthropus». Однако введение в научный оборот такого термина никакого признания не получило[14]. Более того, детальные исследования следов «Homo Bauanthropus» и Акрокантозавра доказали их полную фальшивость[4]. Экспонат был удалён и из музея, и из упоминаний на сайте музея[15][16][17], но его изображение до сих пор можно видеть в оформлении бланка страниц официального сайта[18].
Среди прочего, в залах музея продолжают демонстрировать[19]:
Лондонский молот из Техаса[20] — возраст которого, якобы, оценивается миллионами лет[21]. Был найден в 1934 году Франком и Эммой Хэн (англ.Frank and Emma Hahn) в куске известняка мелового или ордовикского периода каменоломни техасского города Лондон. Представляет собой молоток на деревянной ручке, распространённый в США в XVIII—XIX веках[22]. Проводившиеся исследования установили, что хотя предмет в каменном монолите и производит впечатление на людей, незнакомых с геологическими процессами, на самом деле в недавнем прошлом, сто — двести лет назад, он, видимо, просто упал в каменную трещину и был затянут известняковыми отложениями грунтовых вод[23].
След Бердика[24] — якобы отпечаток следа человека в скале мелового периода, названный по первому владельцу, доктору Клиффорду Бердику (англ.Clifford Burdick). Исследования отпечатка выявили его анатомические ошибки и привели к выводу, что это отпечаток морских водорослей, достаточно распространённый, в том числе, для области парка Долины Динозавров[16][25].
Окаменевший человеческий палец[26] — якобы четвёртый палец левой руки молодой женщины, найденный в 70-х годах XX века в слоях мелового периода. Его подлинность после проведённых исследований внушила серьёзные сомнения[27][28].
Отпечаток Мейстера[29] — якобы отпечаток следов сандалий, найденный в 1968 году в кембрийском слое Уильямом Мейстером (англ.William Meister) около Антилопы Спрингс, штат Юта. Экспонат содержит следы двух трилобитов. Проведённые исследования показали[30][31][32], что хотя трилобиты вполне реальны, сами отпечатки являются исключительно обычными геологическими образованиями[33].
Отпечаток кисти человека[34] — обнаруженный в 1995 в слое известняка мелового периода у города Везерфорд, штат Техас. Отпечаток представляется сомнительным, так как музей отказал в возможности его исследования[35]. Креационисты также критически оценивают его достоверность[36].
Критика
Экспозиция музея неоднократно критиковалась за ошибочную атрибуцию или прямую подделку экспонатов[37][38][39].
В начале 80-х годов XX века ряд исследователей из числа как обычных учёных, так и сторонников креационизма, куда входил, в частности, Стив Шаферсмен (англ. Steven Schafersman), изучали материалы, представленные в музее. В ходе трёхлетней экспертизы они пришли к выводу, что материалы крайне противоречивы и по сути, являются подделками. Сюда относятся и так называемые аргументы параллельного существования динозавров и людей — их совместные окаменевшие следы[39], и другой неуместный артефакт — «лондонский молот из Техаса», возраст которого якобы оценивается миллионами лет[40].
Интересно, что хотя директор и основатель музея — Карл Бо — заявляет себя как доктор философских и археологических наук[41], происхождение дипломов о его образовании представляется сомнительным и вызывает вопросы, в частности, по причине отсутствия государственной аккредитации у организаций, их выдававших[2][42]. Более того, не существует никаких документальных доказательств окончания им даже средней школы[43].
↑ Глен Дж. Кубан. Следы человека? Тематический обзор полемики вокруг «следов человека» из Пэлюкси. TalkOrigins Archive (1992-2010). Проверено 25 декабря 2013.
The Delk Print. Проверено 25 декабря 2013.
Страница биографии Карла Бо, содержащая в своём оформлении Следы мелового периода Элвиса Делка // Официальный сайт Музея свидетельств Сотворения
Обзор хранимых артефактов // Официальный сайт Музея свидетельств Сотворения
Лондонский молот из Техаса // Официальный сайт Музея свидетельств Сотворения
Леонардо Винтиньи «Лондонский молот» в Техасе // Сайт The Epoch Times, 18.02.2009
If I Had a Hammer, National Center for Science Education (Issue 15 (Volume 5, Number 1 - Winter 1985)). Проверено 25 декабря 2013.
Глен Дж. Кубан Лондонский Молоток: предположительный артефакт «не из своего времени», The Paluxy Dinosaur/"Man Track" Controversy (1997-2008 гг.). Проверено 25 декабря 2013.
След Бердика // Официальный сайт Музея свидетельств Сотворения
Глен Дж. Кубан и Грегг Уилкерсон. «След Бёрдика», The Paluxy Dinosaur/"Man Track" Controversy. Проверено 25 декабря 2013.
Окаменевший человеческий палец // Официальный сайт Музея свидетельств Сотворения
Глен Дж. Кубан Предполагаемый палец из мелового периода // Сайт Paluxy, 2005 г.
Claim CC120: Baugh's Cretaceous fossil finger, talk.origins (18 февраля 2001). Проверено 25 декабря 2013.
Отпечаток Мейстера // Официальный сайт Музея свидетельств Сотворения
(1981) Tripping Over a Trilobite Creation/Evolution Issue VI, pp. 30-33.
↑Stokes, William Lee. 1986. «Alleged Human Footprint from the Middle Cambrian Strata, Millard County, Utah.» Journal of Geologic Education Vol. 34, pp. 187-90.
↑Strahler, Arthur N. 1987. Science and Earth History Buffalo, New York: Prometheus Books. pp. 459—461. ISBN 1-57392-717-1
Глен Дж. Кубан. «След Мейстера». Предполагаемый отпечаток человеческой сандалии из Юты, talk.origins. Проверено 25 декабря 2013.
Отпечаток кисти человека // Официальный сайт Музея свидетельств Сотворения
Alleged Human Hand Print in Cretaceous Rock, talk.origins. Проверено 25 декабря 2013.
«Creation Science Rebuttals — Creation Evidence Museum Lacks Evidence!» // Answers in Creation. Retrieved August 15, 2008
«Seeking Ancient Paths», PSCF 41 (March 1989): 33-35, American Scientific Affiliation. Retrieved August 15, 2008
«The Rise and Fall of the Paluxy Mantracks», by Ronnie J. Hastings, PSCF 40 (September 1988): 144—154. American Scientific Affiliation. Retrieved August 15, 2008