Памятник | |
Музейный городок
|
|
Макет квартала в 2012 году с отвергнутым позже «пятилистником» Нормана Фостера | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Автор проекта | 2008: Фостер, Норман, Ткаченко, Сергей Борисович; 2012: |
Строительство | ?—2018 (?) |
Статус | проектируется |
Состояние | проектируется |
Музейный городок на Викискладе |
Музейный городок Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на Волхонке — постепенно реализуемая концепция по развитию музея и превращению его в музейный квартал в районе улиц Волхонка, Колымажный переулок и Большой и Малый Знаменские переулки.
Проект приурочен к столетнему юбилею ГМИИ — его планируют завершить к 2018 году. На реконструкцию потратят около 22 миллиардов рублей[1].
Реконструкция музея и его преобразование в «Музейный городок» происходит по поручению правительства РФ в рамках празднования столетнего юбилея ГМИИ в 2012 году.
В эпоху директорства Ирины Антоновой ГМИИ были переданы в общей сложности 28 строений[2].
Конкурс на реконструкцию музея проводился в 2008 году. Тогда победил проект британского архитектора Нормана Фостера, который занимался им еще до официального объявления начала конкурса — еще в 2007 году Фостер показывал свои рисунки Дмитрию Медведеву (тогда проект выполнялся на средства Михаила Куснировича[3], создавшего и возглавлявшего Фонд ГМИИ имени Пушкина[2]).
Проект — совместный с «Моспроектом-5» (руководитель Сергей Ткаченко), так как отечественные компании имели право заниматься координацией проекта с генпланом, разработкой схем наружных сетей и другими техническими вопросами, а Фостер не хотел открывать российский филиал своего бюро[2]. Согласно предложению британского архитектора, отдельные здания на Волхонке и в прилегающих переулках следовало объединить в единое целое общей подземной парковой и наземной зонами, а вход в главное здание музея устроить прямо из метро «Кропоткинская». Именно такая концепция развития «Музейного городка» была продемонстрирована на XI Архитектурной биеннале в Венеции в сентябре 2008 года[4].
Фостер понадобился не только «Моспроекту-5», но и для проталкивания на самом верху всей этой затеи с музейным городком (...) Можно только догадываться, инстанции какого уровня защитили затею от публичных обвинений в некомпетентности. (Forbes)[5]. |
В 2010 году Ткаченко выиграл тендер на проектирование музея в соответствии с концепцией лорда Фостера. «Представленный им проект включал в себя эскизные разработки двух зданий — депозитария музея и аудитории музея в квартале между Колымажным переулком и Знаменкой, перспективу подземного сводчатого пространства между историческим зданием ГМИИ и усадьбой Лопухиных, присоединенной к музею, а также перспективный план развития выставочного зала музея напротив храма Христа Спасителя на месте бензоколонки 1930-х годов и несколько эскизов этого зала, которые совет не стал рассматривать»[3].
«Специально „под проект“ Фостера было выпущено постановление Правительства России: текст документа, подписанного премьер-министром Владимиром Путиным, подразумевал, что достаточно радикальные инициативы архитектора будут воплощены в жизнь. К 100-летию музея из госбюджета была выделена астрономическая сумма в 23,2 млрд рублей, из которых около 22 млрд должны были пойти на реконструкцию»[2]. В 2009 году ГМИИ заключил контракт с «Моспроектом-5», ставшим генеральным проектировщиком, а «Моспроект-5» пригласил в субподрядчики бюро «Фостер и партнеры».
Градозащитники раскритиковали проект и выступили против его реализации, так как он требовал сноса 3 исторических зданий.
…весь проект осуществлялся без участия Москвы, то есть без геологии, истории, охранных зон, транспортных ограничений — как будто тут ничего нет. Была такая идея, что все эти согласования, ограничения, нормы и правила — это просто лужковская машинка по получению взяток, а мы сейчас покажем Москве, как можно строить по-настоящему, по-лондонски, по-мировому ("Коммерсант").[6] |
«Строительство на Волхонке выставочного центра также невозможно по существующему законодательству, поскольку данная территория входит в охраняемую зону культурного наследия»[3]. Отдельное возмущение вызвало хай-тековское здание-«пятилистник» Нормана Фостера, который планировалось поставить напротив Храма Христа Спасителя на месте кремлевской бензоколонки.
Вместе все эти претензии создавали впечатление, что замысел музейного городка Ирины Антоновой, возникший в прошлом десятилетии, когда в Москве были приняты менее корректные формы девелоперской деятельности, сегодня несколько устарел (Григорий Ревзин)[3]. |
В итоге в 2012 году от него отказались[7].
В марте 2012-го архитекторы представили новый проект, который постоянно дорабатывался: площади запланированных комплексов уменьшались, также сократилось количество подземных ходов, предполагавшихся планом.
В настоящее время на сайте ГМИИ размещена концепция развития музея на период до 2018 года, которая гласит, что в его состав войдут 15 зданий, два из них — депозитарно-реставрационный центр, лекторий, музей и выставочный центр с подземной парковкой — будут выстроены заново, остальные же реконструированы и некоторые из них перепрофилированы. Общая площадь ГМИИ в результате преобразования должна увеличиться с 49,6 тысячи квадратных метров до 111,5 тысячи квадратных метров. Ранее сообщалось, что реконструкция ГМИИ и преобразование его в «Музейный городок» обойдется в 22 миллиарда рублей[4].
14 июня 2013 года эксперты рекомендовали к сносу металлический гараж по адресу — улица Волхонка, дом 8-10, строение 12 и котельную в Малом Знаменском переулке, дом 8, строение 9. Эксперты считают, что здания по адресам — Колымажный переулок, дом 6, строение 1 и Колымажный переулок, дом 4, строение 2 должны быть сохранены и реконструированы. Первое представляет собой флигель, возникший во времена владения территорией Милославскими, потом он перешел к основателям усадьбы Глебовых. Второе здание изначально было конюшней, но позже было надстроено и пристроено.[8].
16 августа выяснилось, что Норман Фостер и его архитектурное бюро Foster + Partners вышли из проекта реконструкции музейного квартала[9]. К этому моменту на проектирование уже потратили 6 млн долл.
Сергей Ткаченко в августе 2013 года сказал: «Мы выиграли тендер лишь на четыре здания: два за основным корпусом музея, дом № 8 по Волхонке и территория за Музеем личных коллекций, где будут построены многофункциональная аудитория и депозитарно-реставрационный центр»[2].
В ноябре градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК) утвердила градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) для реконструкции комплекса зданий музея. ГПЗУ разработан для территории по адресу: улица Волхонка, владения 8-10/2, строения 1-6, Колымажный переулок, владение 4, строения 1, 2, 2а и владение 6, строения 1, 5, 6, а также Малый Знаменский переулок, владение 8, строение 1. Согласно данным комитета, на рассматриваемом участке расположено девять нежилых зданий общей площадью более 17,5 тысячи квадратных метров. При этом три здания — в Колымажном перелуке, дом 6, строение 1, дом 4, строение 2а и в Малом Знаменском переулке, дом 8, строение 9 — по информации Москомстройинвеста, планируется разобрать, так как по итогам проведенной технической экспертизы было установлено, что они находятся в неудовлетворительном состоянии[10].
В 2013 году градостроительно-земельная комиссия Москвы утвердила план реконструкции комплекса музея. «Согласно решению комиссии, никаких полномасштабных строительных работ на территории музея проводить не будут. Единственное новое здание появится в Малом Знаменском переулке на месте аварийной постройки, предназначенной под снос. При строительстве нового здания хотят использовать детали, характерные для строений XVIII−XIX веков»[1].
Музейный городок.