Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Музейный городок

Перейти к: навигация, поиск
Памятник
Музейный городок
Макет квартала в 2012 году с отвергнутым позже «пятилистником» Нормана Фостера
Страна Россия
Город Москва
Автор проекта 2008: Фостер, Норман, Ткаченко, Сергей Борисович;
2012:
Строительство ?—2018 (?)
Статус проектируется
Состояние проектируется

Музейный городок Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на Волхонке — постепенно реализуемая концепция по развитию музея и превращению его в музейный квартал в районе улиц Волхонка, Колымажный переулок и Большой и Малый Знаменские переулки.

Проект приурочен к столетнему юбилею ГМИИ — его планируют завершить к 2018 году. На реконструкцию потратят около 22 миллиардов рублей[1].

История

Реконструкция музея и его преобразование в «Музейный городок» происходит по поручению правительства РФ в рамках празднования столетнего юбилея ГМИИ в 2012 году.

В эпоху директорства Ирины Антоновой ГМИИ были переданы в общей сложности 28 строений[2].

Фостер

Конкурс на реконструкцию музея проводился в 2008 году. Тогда победил проект британского архитектора Нормана Фостера, который занимался им еще до официального объявления начала конкурса — еще в 2007 году Фостер показывал свои рисунки Дмитрию Медведеву (тогда проект выполнялся на средства Михаила Куснировича[3], создавшего и возглавлявшего Фонд ГМИИ имени Пушкина[2]).

Проект — совместный с «Моспроектом-5» (руководитель Сергей Ткаченко), так как отечественные компании имели право заниматься координацией проекта с генпланом, разработкой схем наружных сетей и другими техническими вопросами, а Фостер не хотел открывать российский филиал своего бюро[2]. Согласно предложению британского архитектора, отдельные здания на Волхонке и в прилегающих переулках следовало объединить в единое целое общей подземной парковой и наземной зонами, а вход в главное здание музея устроить прямо из метро «Кропоткинская». Именно такая концепция развития «Музейного городка» была продемонстрирована на XI Архитектурной биеннале в Венеции в сентябре 2008 года[4].

Фостер понадобился не только «Моспроекту-5», но и для проталкивания на самом верху всей этой затеи с музейным городком (...) Можно только догадываться, инстанции какого уровня защитили затею от публичных обвинений в некомпетентности. (Forbes)[5].

В 2010 году Ткаченко выиграл тендер на проектирование музея в соответствии с концепцией лорда Фостера. «Представленный им проект включал в себя эскизные разработки двух зданий — депозитария музея и аудитории музея в квартале между Колымажным переулком и Знаменкой, перспективу подземного сводчатого пространства между историческим зданием ГМИИ и усадьбой Лопухиных, присоединенной к музею, а также перспективный план развития выставочного зала музея напротив храма Христа Спасителя на месте бензоколонки 1930-х годов и несколько эскизов этого зала, которые совет не стал рассматривать»[3].

«Специально „под проект“ Фостера было выпущено постановление Правительства России: текст документа, подписанного премьер-министром Владимиром Путиным, подразумевал, что достаточно радикальные инициативы архитектора будут воплощены в жизнь. К 100-летию музея из госбюджета была выделена астрономическая сумма в 23,2 млрд рублей, из которых около 22 млрд должны были пойти на реконструкцию»[2]. В 2009 году ГМИИ заключил контракт с «Моспроектом-5», ставшим генеральным проектировщиком, а «Моспроект-5» пригласил в субподрядчики бюро «Фостер и партнеры».

Градозащитники раскритиковали проект и выступили против его реализации, так как он требовал сноса 3 исторических зданий.

…весь проект осуществлялся без участия Москвы, то есть без геологии, истории, охранных зон, транспортных ограничений — как будто тут ничего нет. Была такая идея, что все эти согласования, ограничения, нормы и правила — это просто лужковская машинка по получению взяток, а мы сейчас покажем Москве, как можно строить по-настоящему, по-лондонски, по-мировому ("Коммерсант").[6]

«Строительство на Волхонке выставочного центра также невозможно по существующему законодательству, поскольку данная территория входит в охраняемую зону культурного наследия»[3]. Отдельное возмущение вызвало хай-тековское здание-«пятилистник» Нормана Фостера, который планировалось поставить напротив Храма Христа Спасителя на месте кремлевской бензоколонки.

Вместе все эти претензии создавали впечатление, что замысел музейного городка Ирины Антоновой, возникший в прошлом десятилетии, когда в Москве были приняты менее корректные формы девелоперской деятельности, сегодня несколько устарел (Григорий Ревзин)[3].

В итоге в 2012 году от него отказались[7].

После Фостера

В марте 2012-го архитекторы представили новый проект, который постоянно дорабатывался: площади запланированных комплексов уменьшались, также сократилось количество подземных ходов, предполагавшихся планом.

В настоящее время на сайте ГМИИ размещена концепция развития музея на период до 2018 года, которая гласит, что в его состав войдут 15 зданий, два из них — депозитарно-реставрационный центр, лекторий, музей и выставочный центр с подземной парковкой — будут выстроены заново, остальные же реконструированы и некоторые из них перепрофилированы. Общая площадь ГМИИ в результате преобразования должна увеличиться с 49,6 тысячи квадратных метров до 111,5 тысячи квадратных метров. Ранее сообщалось, что реконструкция ГМИИ и преобразование его в «Музейный городок» обойдется в 22 миллиарда рублей[4].

14 июня 2013 года эксперты рекомендовали к сносу металлический гараж по адресу — улица Волхонка, дом 8-10, строение 12 и котельную в Малом Знаменском переулке, дом 8, строение 9. Эксперты считают, что здания по адресам — Колымажный переулок, дом 6, строение 1 и Колымажный переулок, дом 4, строение 2 должны быть сохранены и реконструированы. Первое представляет собой флигель, возникший во времена владения территорией Милославскими, потом он перешел к основателям усадьбы Глебовых. Второе здание изначально было конюшней, но позже было надстроено и пристроено.[8].

16 августа выяснилось, что Норман Фостер и его архитектурное бюро Foster + Partners вышли из проекта реконструкции музейного квартала[9]. К этому моменту на проектирование уже потратили 6 млн долл.

Сергей Ткаченко в августе 2013 года сказал: «Мы выиграли тендер лишь на четыре здания: два за основным корпусом музея, дом № 8 по Волхонке и территория за Музеем личных коллекций, где будут построены многофункциональная аудитория и депозитарно-реставрационный центр»[2].

Территория

В ноябре градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК) утвердила градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) для реконструкции комплекса зданий музея. ГПЗУ разработан для территории по адресу: улица Волхонка, владения 8-10/2, строения 1-6, Колымажный переулок, владение 4, строения 1, 2, 2а и владение 6, строения 1, 5, 6, а также Малый Знаменский переулок, владение 8, строение 1. Согласно данным комитета, на рассматриваемом участке расположено девять нежилых зданий общей площадью более 17,5 тысячи квадратных метров. При этом три здания — в Колымажном перелуке, дом 6, строение 1, дом 4, строение 2а и в Малом Знаменском переулке, дом 8, строение 9 — по информации Москомстройинвеста, планируется разобрать, так как по итогам проведенной технической экспертизы было установлено, что они находятся в неудовлетворительном состоянии[10].

В 2013 году градостроительно-земельная комиссия Москвы утвердила план реконструкции комплекса музея. «Согласно решению комиссии, никаких полномасштабных строительных работ на территории музея проводить не будут. Единственное новое здание появится в Малом Знаменском переулке на месте аварийной постройки, предназначенной под снос. При строительстве нового здания хотят использовать детали, характерные для строений XVIII−XIX веков»[1].

Список зданий

  • Главное здание ГМИИ (ул. Волхонка, 12). Строительство — 1898—1912. Архитектор Р. И. Клейн. Инженеры И. И. Рерберг, В. Г. Шухов.
  • Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. (ул. Волхонка, 14). Левый флигель бывшей усадьбы князей Голицыных. Середина XVIII в. В 1890—1892 гг. перестроен архитектором В. П. Загорским, реконструирован под нужды музея в 1986—1988 годах.
  • Отдел личных коллекций (ул. Волхонка), 10. Памятник истории и архитектуры XVIII—XIX веков «Жилой дом с лавками». Реконструирован под нужды музея в 1990—2005 годах.
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон» (Колымажный пер., д. 6, стр. 2). Бывшая усадьба кон. XVIII — нач. XX вв. Здание реставрировалось и переоборудовалось с конца 1990-х по 2006 год
  • Дом графики (Колымажный пер., д. 4) Строительство — 1826—1828. Жилой дом В. А. Глебовой[11]. Архитектор Ф. М. Шестаков.
  • Научные отделы Музея (ул. Волхонка, д. 14/1, стр. 8). Правый флигель бывшей усадьбы князей Голицыных. Вт. пол. XVIII—XIX вв. Построен при участии архитектора М. Ф. Казакова. Реставрирован в 1985—1988 годах.
  • доходный дом братьев П. и Н. Стуловых (Малый Знаменский пер., 8 строение 1) 1913—1914 годов постройки, архитекторы В. Е. Дубовской (Дубовский) и Н. А. Архипов, интерьеры оформлены художником И. И. Нивинским (используется как административный корпус Музея)
на реконструкции:
  • Бывшая городская усадьба XVIII—XIX вв. (М. Знаменский пер., д. 3/5). Бывшая городская усадьба Вяземских-Долгоруковых. XVIII—XIX вв. Здание на реконструкции.
  • примыкающий к зданию Отдела личных коллекций особняк конца XVIII—XIX веков (после реставрации здесь будет развернута вторая очередь экспозиции ОЛК)
планируемое здание:

Поблизости

Ссылки

  • На сайте ГМИИ
  • Карта на Викимапии
  • Тема Реконструкция зданий и концепция развития ГМИИ имени Пушкина на сайте РИА Новости

Примечания

  1. ↑ Утвердили проект реконструкции Пушкинского музея // The Village
  2. ↑ Строительство «Музейного городка» идет // Известия
  3. ↑ Г. Ревзин. Построился на выход // Коммерсант
  4. ↑ ГМИИ им Пушкина надеется продолжить сотрудничество с Норманом Фостером
  5. Музейные ценности: зачем Москве понадобился Норман Фостер // Forbes
  6. Г. Ревзин. Не вынесла душа проекта // Коммерсант
  7. Сроки реконструкции ГМИИ сдвигаются на один-два года. РИА Новости
  8. Два здания на Волхонке и в Малом Знаменском переулке рекомендуют снести // РИА Новости
  9. Норман Фостер отказался от дальнейшего участия в проекте реконструкции ГМИИ им. Пушкина
  10. Депозитарий и административный корпус построят на территории ГМИИ // РИА Новости
  11. Особняк в стиле ампир, построенный после пожара Москвы 1812 года, сооруженный по проекту архитектора Ф. М. Шестакова в 1826—1828 годах, реставрирован в первой половине 1960-х годов, в вестибюле восстановлена уникальная роспись
  12. Автором первоначального проекта всего усадебного ансамбля считается петербургский архитектор С. И. Чевакинский. Строительство относится к 1756—1761 годам. Первоначальный архитектурный облик сохранили лишь высокие каменные ворота с коваными створами и часть правого флигеля. В 1774 году здания усадьбы были перестроены и расширены по проекту крупнейшего архитектора эпохи классицизма Матвея Казакова. В 1890—1892 годах по желанию владельца левый флигель был достроен и приспособлен архитектором В. П. Загорским под меблированные комнаты, которые получили название «Княжий двор». Архитектурный облик сооружения оказался достаточно прозаичным — став доходным домом, оно утратило конструктивную и стилистическую связь с основным комплексом усадьбы. В 1928—1929 годах главный дом усадьбы надстроили двумя этажами, в результате чего оказался утраченным фронтон.

Музейный городок.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24