Мосты́ и́нков — сооружения, предназначенные для передвижения людей, скота и повозок через реки и ущелья — отличались своей надёжностью, ввиду того, что срок эксплуатации одного моста мог достигать нескольких сотен лет. Наличие большого количества опасных участков, оврагов и быстрых рек в горных районах способствовало развитию навыков строительства мостов, близких к мастерству. Помимо обычных мостов в труднодоступных областях или там, где мост было технически построить невозможно, инки использовали другие известные им способы переправы.
Канатные мосты
Распространёнными формами мостов были каменные виадуки. Однако самые интересные в техническом плане мосты проводились над широкими реками и представляли собой конструкцию из очень толстых и прочных лиан и дерева. Лианы протягивались от одного берега (одной стороны оврага) до другого (другой) и прочно закреплялись на установленных столбах. Три лианы, протянутые от самой земли, служили каркасом днища, или собственно мостом, на который поперечно укладывались и закреплялись доски. Ещё две лианы, расположенные выше более чем на метр, были перилами моста, на который опирались при сильной раскачке.
Такие конструкции при правильном использовании могли служить несколько столетий. По ним перегоняли стада скота, люди проводили навьюченных лам. Сохранность мостов была поставлена под строгий контроль: каждые полгода специально собранная «комиссия» из мастеров проверяла их техническое состояние и производила реконструкцию участков, подверженных разрушению. Сооружение прочных канатных мостов было одним из выдающихся достижений инков. Один из самых крупных мостов, протянутый над рекой Апуримак, составлял в длину 45 метров, а расстояние от моста до реки было около 80 метров. Последнее сооружение рухнуло в только в конце XIX века.
Другие сооружения
Сооружения, которые инки строили при невозможности прокладки моста (обычно из-за ширины ущелья или реки), действовали по принципу фуникулёра или паромной переправы. Первая конструкция, также как и мост, сооружалась из прочных канатов, перекинутых через препятствие. По канатам ходила «будка» (кабина), в которой могли поместиться несколько человек. Эти «древние фуникулёры» инки строили как альтернативу мосту только в тех районах, где мост мог обрушиться. В случаях невозможности протянуть лианы использовали паромную переправу, для которой служил большой понтон, вмещавший несколько десятков человек или крупный груз.
Литература
- Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света: От древних цивилизаций до Колумба. — М.: Вече, 2006. — 320 с. — ISBN 5-9533-1458-2
Ссылки
- Bridge to the past. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 10 июля 2011.
- Engineering in the Andes Mountains. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 10 июля 2011.
Инки |
Предыстория |
Кильке | Мольо | Тиуанако | Уари |
Регионы |
Королевство Куско | Антисуйу | Кунтисуйу | Кольасуйу | Чинчайсуйу |
Города |
Вилькабамба | Вилькасуаман | Виткос | Гран-Пахатен | Ингапирка | Инкальяхта | Инкауаси (Аякучо) | Инкауаси (Каньете) | Кахамарка | Кито | Кориуайрачина | Кота-Кока | Куско | Куэлап | Льяванту | Льяктапата | Мачу-Пикчу | Морай | Ольянтайтамбо | Пайтити | Пайхан | Паккаритампу | Пачакамак | Писак | Потоси | Пука-Пукара | Пума Пунку | Ракчи | Саксайуаман | Тамбо-Колорадо | Тамбомачай | Тарауаси | Типон | Тиуанаку | Тукуме | Тумебамба | Уаманмарка | Уиньяй-Уайна | Учкус-Инканьян | Учуй-Коско | Чинчеро | Чокекирао | Шинкаль | Юкай |
Правители |
Сапа Инка | Манко Капак | Синчи Рока | Льоке Юпанки | Майта Капак | Капак Юпанки | Инка Рока | Йауар Уакак | Виракоча | Пачакутек | Тупак Инка Юпанки | Уайна Капак | Уаскар | Атауальпа | Манко Инка Юпанки | Сайри Тупак | Титу Куси Юпанки | Тупак Амару I |
Другие персоналии |
Руминьяви | Кура Окльо |
Соперники, соседи, завоевания |
Каньяри | Колья | Покра | Сикан | Тастиль | Чанка | Чачапойя | Чиму | Чинча |
Войско, оружие |
Армия инков | Оружие | Полководцы | Тактика |
Общество, семья, экономика |
Инкское право | Экономика | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Мосты | Торговля | Почта (Часки) | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Кипукамайоки |
Мифология и религия |
Религия инков | Мифология инков | Амаруканча | Апу | Виракоча | Инти | Кай Пача | Кориканча | Мама Килья | Кавильяке | Пача Камак | Пачамама | Супай | Уака | Уку Пача | Ханан Пача | Ванакаури |
Язык, письменность |
Аймара | Капак сими | Кечуа | Кипу | Токапу | Керо | Пукина | Уру | Рукопись из Варочири | Сообщение кипукамайоков | Тетрадь Бласа Валера | Хроники Монтесиноса |
Символика |
Випала | Чакана |
Науки, философия |
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Система координат | Система счёта, мер и весов инков | Тупу | Юпана |
Культура, искусства, литература |
Музыка | Кена | Тарка | Флейта Пана | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Апу-Ольянтай | Уткха-Павкар | Суримана | Скульптура | Архитектура | Живопись | Ткачество | Настольные игры |
Разное (быт, личности, другое) |
Айлью | Курака | Кухня инков | Мате | Лапачо | Мита | Пукара | Чульпа | Чакира | Кока | Лама | Гуанако | Викуньи | Альпака | Бальса | Картофель | Кукуруза | Киноа | Арракача | Красный перец | Чайот | Авокадо | Угни | Перуанский перец | Морская свинка |
См. также: Доколумбовы цивилизации | Доколумбова хронология Перу |