Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Моляров, Анисим Якимович

Перейти к: навигация, поиск
Моляров Анисим Якимович
Прозвище

Моляр

Дата рождения

1677({{padleft:1677|4|0}})

Место рождения

Лодейное Поле

Дата смерти

1725({{padleft:1725|4|0}})

Место смерти

Санкт-Петербург

Принадлежность

Российская империя Российская империя

Род войск

Флот

Часть

Преображенский полк

Моляров Анисим Якимович (ок. 1677—1725) — корабельный подмастерье, сподвижник Петра I, докового дела мастер.

Биография

Моляров Анисим Якимович родился приблизительно в 1677 году в деревне близ нынешнего Лодейного Поля. Его отец Яким Моляров был мастер лесопильного дела и известным специалистом по оборудованию ветряных и водяных лесопилок. К этому делу он приучал с малых лет своего сына.

По приказу Петра I Анисим Моляров был зачислен бомбардиром Преображенского полка, сформированного царём в 1691 году. Анисим принимал участие в строительстве потешной флотилии Петра на Плещеевом озере, где государь отметил разностороннюю одарённость Молярова.

В 1697—1698 годах Анисим Моляров, зачисленный в первый десяток волонтёров при Великом посольстве, сопровождал Петра в заграничной поездке. В Голландии и Англии он изучал теорию и практику кораблестроения, также побывал в Венеции и Дании. После отъезда Великого посольства на родину Анисим Моляров был специально оставлен Петром ещё на год в Голландии для изучения «фейземакельского дела» — устройства водяных мельниц, водоподъёмных сооружений, насосов и других механизмов.

За годы пребывания за границей Анисим Моляров наряду с успешным освоением теории и практики кораблестроения изучил доковое и шлюзовое дело, оборудование каналов, верфей, эллингов, постройку батопортов, освоил технику дноуглубительных работ и другие специальности.

В начале 1699 года Моляров вернулся в Россию. Пётр учинил ему строгий экзамен по кораблестроению, а также по ряду иных «художеств» и довольный его успехами произвёл А. Молярова в корабельные подмастерья, назначив необычно высокий денежный оклад.

С 1699 года Анисим Моляров работал в Воронежском адмиралтействе. Принимал участие в строительстве кораблей и одновременно заведовал всем «багорным и шурупным делом» в адмиралтействе. «Багорным делом» в то время называли дноуглубительные работы, которые выполнялись «баграми» — системой буксируемых грабель, разрыхлявших донный грунт, который затем уносило течение реки. «Шурупным делом» именовали работы по оборудованию доков, шлюзов и батопортов. Специалистов докового дела в то время было очень мало и Молокова все чаще стали привлекать к работам по обустройству новых верфей и гаваней.

Моляров принимал участие в оборудовании гавани и верфи в Таганроге, разрабатывал проекты создания сухих доков и батопортов к ним на верфях в Таврове и реке Осередь. Он руководил дноуглубительными работами на реке Воронеж, строил шлюзы, оборудовал водяные лесопилки и выполнял многие другие технические задания.[1]

В 1712 году в связи с сокращением кораблестроения в Воронежском адмиралтействе многие русские и иностранные мастера-судостроители были переведены из Воронежа в Москву и Петербург. 2 января 1712 года из Воронежа выехал русский мастер Анисим Моляров с пятью учениками. Моляров по указу Петра был назначен «мастером разных художеств» Санкт-Петербургского Адмиралтейства, основными обязанностями которого было проектирование и строительство различных механизмов и портовых сооружений.[2]

В 1716—1717 годах Моляров по указу Петра изготовил «модормуль» — приспособление для очистки морского дна Невы, а затем помогал корабельному мастеру Федосею Скляеву в постройке специального прама, предназначенного для подъёма затонувших судов.[3]

В 1720 году Моляров построил по своему проекту особый эллинг с каменными воротами внутри Адмиралтейского канала возле Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге. Это сооружение предназначалось специально для вытаскивания на берег корабля «Рига» и фрегата «Веккер».

Затем Моляров оборудовал «на голландский манер» водоотливную машину с ветряным двигателем для откачки воды из Кронштадтского канала. В Кронштадтском порту он строил и устанавливал подъёмные краны, разрабатывал проекты и по ним строил различные насосы и машины.

Участвовал Анисим Моляров и в создании новых образцов артиллерии. По проекту механика Андрея Нартова Моляров изготовил несколько 44-пушечных мортирных «огненных батареек».

За свои изобретения и механические работы Анисим Моляров получал высокий оклад — 600 рублей, что вдвое превышало оклад бывших «потешных» под конец службы имевших чин капитан-лейтенанта Преображенского полка.

В 1725 году Анисим Якимович Моляров скоропостижно скончался в результате приступа грудной жабы. Похоронен в Санкт-Петербурге на Охтинском кладбище.

Пётр I высоко ценил редкий талант и разносторонние знания Анисима Молярова, его практические работы. В знак особого внимания к его памяти и заслугам государь приказал его сына Андрея отдать механику В. Г. Туволкову «для обучения художествам его отца и давать ему и матери по 200 рублей в год на пропитание». Второго сына Молярова Пётр отправил на учение в Англию, приказав выплачивать ему на расходы по 300 рублей в год.

Примечания

  1. Воронеж — Родина Русского Военно-Морского флота
  2. Воронеж, календарь дат.
  3. Таиров В. «Крюйс»

Источники

  • Быховский И. А. Петровские корабелы. Л., 1972
  • Богатырев И. В., Вахарловский Г. А., Доценко И. В. (редакция), Кротов П. А., Сацкий А. Г. История отечественного судостроения. Т. I. Парусное деревянное судостроение. IX—XIX вв. СПб., 1994.

Моляров, Анисим Якимович.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24