Млада | |
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Жанр |
Драма |
Количество действий |
четыре |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Мла́да» — волшебная опера-балет Николая Римского-Корсакова. В опере-балете четыре действия. Либретто написано Гедеоновым Степаном Александровичем, Крыловым В. и композитором. Впервые поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением Эдуарда Направника в 1892 году, балетмейстеры — Лев Иванович Иванов, Энрико Чеккетти. «Млада» — произведение синтетического жанра, где танцевальные сцены занимают равноправное положение с вокальными и чередуются с ними.
Директор императорских театров Степан Александрович Гедеонов первоначально предложил Бородину, Мусоргскому, Кюи и Римскому-Корсакову написать каждому по акту для задуманной им оперы-балета «Млада» на сюжет из доисторического прошлого полабских славян. Однако ввиду громадных затрат, требовавшихся на ее постановку, «Млада» не осуществилась, но, по словам Стасова, многое из «Млады» вошло в состав «Князя Игоря».
Содержание |
Действие происходит в IX и X веках в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре, близ Лабы (Эльбы).
Среди 15-и опер Н. А. Римского-Корсакова особое, исключительное, неповторимое место занимает опера-балет «Млада». Известно, что в мировой музыке произведений такого синтетического жанра насчитывается всего несколько единиц… Но не это самое главное в творении «великого оперного сказочника». Действие «Млады» происходит в весьма отдаленные времена. Основой содержания происходящих событий этого сочинения являются древния сказания и легенды полабских славян (от названия реки Лабе). Конечно, в наше время вряд ли кого-нибудь всерьез могут взволновать события столь отдаленных времен, как впрочем и других опер, например, «Орестея» Танеева, «Юдифь» Серова, «Кольцо» Вагнера, его же «Парсифаль». Но чем же дороги нам эти произведения сегодня? Безусловно, музыкой, которая увлекает нас, восхищает, волнует своим прозрением в будущее.
«Млада» — ярчайший пример вышесказанного. Музыкальный язык этого уникального произведения намного опередил не только время его создания, но и сейчас поражает своей новизной, подлинной открытиями, повлиявшими на многое в музыкальном мире, появившееся значительно позже.
Персонажи, действующие лица «Млады», хотя и являются из далеких, легендарных времен, у Римского-Корсакова как всегда сильно «очеловечены», и отсюда их музыкальные характеристики. «Млада» содержит в себе целую систему лейтмотивов, что дало повод музыкальным критикам сопоставлять это произведение с поздним Вагнером. Возможно, в этом есть кое-что рациональное. Но это только на первый взгляд. Музыкальный язык «Млады» удивительно самобытен (даже в творчестве самого Римского-Корсакова) и как бы «раздвигает» горизонты музыки и вширь, и вглубь. Удивительны гармонические открытия автора «Млады», приведших к знаменитому «Кащею», а от них же через «Весну священную» Стравинского, к завоеваниям композиторов конца XX века.
Что же касается оркестра, то, пожалуй, ни в одном произведении самого Римского-Корсакова, ни в сочинениях его последователей нет такой роскошной, фантастически изобретательной и абсолютно самобытной звукописи. Она гипнотизирует, завораживает, ослепляет и заставляет вновь и вновь восхищаться творением гения русской музыкальной классики.
Млада (опера).