Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

МиГ-21У

МиГ-21
МиГ-21 ВВС Индии, 2005 год.
Тип истребитель
Разработчик ОКБ Микояна и Гуревича
Производитель Горьковский авиазавод
ММЗ «Знамя труда»
Тбилисский авиазавод
Aero Vodochody[1]
Hindustan Aeronautics
CAC (англ.)русск.
Главный конструктор Микоян А. И.
Первый полёт 16 июня 1956 года
Начало эксплуатации 1959 год
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты  СССР
 КНР
 Индия
см. на вооружении
Годы производства МиГ-21: 19591985
J-7/F-7: с 1967[2][3][4]
Единиц произведено 11 496[5] (без учёта строившихся в КНР)
СССР: 10 645
Чехословакия: 194
Индия: 657
КНР: ~2500 J-7/F-7
Варианты Chengdu J-7
 Изображения на Викискладе

МиГ-21 (изделие Е-5, самолёт И-500, по кодификации НАТО: Fishbed) — советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.

Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире[6]. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем даже БМП-1[2].

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 МиГ-21[5]. Чехословацкая копия МиГ-21 производилась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная версия F7 продолжает выпускаться и в настоящее[когда?] время[7][8]. По состоянию на 2012 год в Китае было выпущено около 2500 J-7/F-7[3][9][10].

Содержание

Разработка

Кабина МиГ-21

МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения[11], что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около M=2. Тяга двигателя первых МиГ-21 была даже меньше суммарной тяги двух РД-9 на МиГ-19, но за счёт применения многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с центральным телом удалось поднять максимальную скорость самолёта более чем на 700 км/ч.

На первой модификации (МиГ-21Ф), как и на МиГ-19, основным оружием были 2 пушки калибра 30 мм и неуправляемые ракеты, но уже последующие модификации могли нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух».

МиГ-21 был лёгким, маневренным самолётом, что очень помогло ему в борьбе с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как американские ракеты «AIM-9 Sidewinder» и «AIM-7 Sparrow» были ещё несовершенны, советскому истребителю было нетрудно совершить манёвр уклонения и обмануть ракету.

Исход этих сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не является идеальным решением, и что ближние маневренные бои отнюдь не ушли в прошлое.

В СССР, в свою очередь, сделали вывод, что две ракеты — ничтожно мало, и последующие модификации МиГ-21 были способны уже нести четыре ракеты воздух-воздух. Кроме того, уже выпущенные самолёты дорабатывались (а на новых самолётах это производилось на заводе-изготовителе) под пушечное вооружение и несли под фюзеляжем 23-мм пушку ГШ-23Л.

Дальнейшим развитием самолёта МиГ-21 стали модификации с установкой сначала Р-13-300 с тягой 63 кН, потом двигателя Р-13Ф-300 с тягой 65 кН и в дальнейшем двигателя Р-25-300 с тягой 71 кН, что в итоге на тонну увеличило снаряженный вес самолёта. Модификация с двигателем Р-25-300 называлась МиГ-21бис и могла вполне конкурировать по ЛТХ со своим тогдашним американским конкурентом — F-16A, сильно уступая ему по массе полезной нагрузки и авионике.

В 1977 году с появлением МиГ-29 самолёт окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новыми. Разработанная в 1993 году последняя модификация МиГ-21 была оснащена мощной БРЛС «Копьё», новой электрической системой и приспособлена для несения современного оружия. Эта модификация предназначалась для продажи на экспорт, а также модернизации старых МиГ-21, стоящих на вооружении у зарубежных стран.

Характеристики самолёта общие для всех модификаций

Характеристика чехословацкого S-106 (Миг 21Ф-13) Aero S-106, Экипаж: 1 Длина: 15,76 м Размах крыла: 7,154 м Высота: 4,1 м Площадь крыла: 23,0 м2 Масса пустого: 4871 кг Нормальная влётная масса: 7,100 кг Силовая установка: 1 × Туманский Р11Ф-300 Максимальная скорость: 2125 км / ч Дальность: 1580 км Практический потолок: 19000 м вооружение 1×30 мм НР-30 пушки, а также 2x 500 кг бомб 2x УР K-13

Модификации

Первое поколение

  • МиГ-21Ф (тип 72) (1959) — фронтовой истребитель. Вооружение: две встроенные 30-мм пушки НР-30 и два подкрыльевых пилона для подвески блоков неуправляемых ракет С-5 (по 16 ракет в каждом блоке), ракет С-24, бомб или зажигательных баков. Двигатель Р-11Ф-300, тяга без форсажа — 3880 кгс, на форсаже — 5740 кгс. Радиолокатора не было. Выпускался в 1959—1960 годах на горьковском авиазаводе. Всего построено 83 экземпляра.
  • МиГ-21Ф-13 (тип 74) (1960) — фронтовой истребитель. Появилась возможность подвешивать на подкрыльевых пилонах управляемые ракеты «воздух-воздух» К-13 (Р-3С). Снята одна из пушек, что позволило увеличить запас топлива на 140 литров. Кроме этого, под фюзеляжем на центральном пилоне самолёт мог нести подвесной топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300, тяга без форсажа — 3950 кгс, на форсаже — 6120 кгс. Радиолокатора не было. Выпускался с 1960 по 1965 год на горьковском и московском авиазаводах.
На облегчённой модели этой модификации под названием Е-66 в 1960 году установлен рекорд скорости на замкнутом 100 км маршруте; достигнута средняя скорость 2149 км/ч, а на отдельных участках 2499 км/ч. А 28 апреля 1961 г. установлен абсолютный рекорд высоты 34714 м.

Второе поколение

  • МиГ-21П (1960) — опытный всепогодный истребитель-перехватчик; оснащён радиолокатором ЦД-30Т и аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». Двигатель Р-11Ф-300 (как на МиГ-21Ф), прицел АСП-5НДН. На этой модификации была снята и вторая пушка. Вооружение состояло только из двух управляемых ракет К-13 (Р-3С). В то время возобладало мнение что ракеты могут полностью заменить пушки (американский Фантом тоже получил пушку лишь в 1967). Вьетнамская война вдребезги разбила это заблуждение. Вместо ракет К-13 на пилоны можно было подвешивать бомбы и неуправляемые ракеты. К июню 1960 г. была изготовлена небольшая установочная серия перехватчиков МиГ-21П. Однако на этом его строительство закончилось, а в массовое производство пошла следующая модификация — ПФ.
  • МиГ-21ПФ (тип 76) (1961) — всепогодный перехватчик; оснащён аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». От предыдущей модификации отличался более мощным двигателем Р-11Ф2-300 (как на МиГ-21Ф-13), новым радиолокатором ЦД-30ТП (РП-21), и прицелом ГЖ-1. Серийно выпускался с 1961 года на горьковском и московском авиазаводах.
  • МиГ-21ПФС (МиГ-21ПФ(СПС)) (1963) — подвариант МиГа-21ПФ. Литера «С» означает «сдув пограничного слоя» (СПС). Военные хотели, чтобы МиГ-21 можно было легко эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Для этого была разработана система сдува пограничного слоя с закрылков. Под эту систему были доработаны двигатели, получившие название Р-11-Ф2С-300, с отбором воздуха от компрессора. В выпущенном положении к нижним поверхностям закрылков подавался отобранный от компрессора воздух, что резко улучшило взлетно-посадочные характеристики самолёта. Применение СПС позволило сократить длину пробега в среднем до 480 м, а посадочную скорость до 240 км/ч. На самолёте могли устанавливаться два стартовых ускорителя СПРД-99 для сокращения длины разбега. Все эти нововведения устанавливались и на всех последующих модификациях. Самолёты «ПФ» и «ПФС» выпускались в 1961—1965 годах.
  • МиГ-21ФЛ (тип 77) (1964) — экспортная модификация МИГа-21ПФ для Индии. Упрощено радиоэлектронное оборудование; вместо радиолокатора РП-21 поставлен Р-2Л. Вместо двигателя Р-11Ф2-300 поставлен Р-11Ф-300, как на ранней версии МиГ-21П. Выпускался в 1964—1968 годах на горьковском и московском авиазаводах. Поставлялся в Индию с 1964 года, в разобранном виде. Некоторое количество МиГ-21ФЛ попало и в советские ВВС. Также выпускался в Индии по лицензии.
  • МиГ-21ПФМ (изделие 94) (1964). Недостатком модификаций ПФ/ПФС было отсутствие пушечного вооружения (хотя в то время оно ошибочно и считалось устаревшим). Поэтому в новой модификации была предусмотрена возможность подвески пушечного контейнера ГП-9 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на центральном пилоне. Под монтаж контейнеров ГП-9 были доработаны и индийские МиГ-21ФЛ. Также выяснилось, что в некоторых ситуациях ракеты с радиолокационным наведением предпочтительние чем с тепловым, например в условиях облачности или тумана. Поэтому наряду с ракетами Р-3С (К-13), самолёт ПФМ получил возможность нести ракеты РС-2УС (К-5МС) с радиолокационной системой наведения; для этого несколько доработали бортовую РЛС, получившую в этой модификации обозначение РП-21М. Среди других усовершенствований: установлены запросчик-ответчик СРЗО-2М «Хром-Никель», система ближней навигации «Искра», зеркало для обзора задней полусферы, новое катапультное кресло КМ-1М, инфракрасный визир «Самоцвет», новый прицел АСП-ПФ сопряженный с РЛС и ИК-визиром, и т. д. Серийное производство МиГ-21ПФМ для ВВС Советского Союза велось на заводе № 21 в Горьком с 1964 по 1965. На московском заводе «Знамя Труда» данная модификация строилась на экспорт с 1966 по 1968.

Модификация МиГ-21бис (1972)

МиГ-21бис — последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР.

Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу без форсажа 4100 кгс, на форсаже — 6850 кгс, а на чрезвычайном форсаже — 7100 кгс (по некоторым источникам — даже 9900 кгс). Форсаж теперь разжигался за более короткое время. Скороподъёмность машины увеличилась почти в 1,6 раза. Поскольку выяснилось, что слишком большой запас топлива на МиГ-21СМТ (3250 литров) ухудшает лётные характеристики, на МиГ-21бис объём внутренних баков уменьшили до 2880 л. Таким образом, после долгих поисков было достигнуто оптимальное сочетание аэродинамики самолёта и объёма его топливной системы. На самолёте также устанавливались: более совершенная РЛС «Сапфир-21М» (С-21М или РП-22М), доработанный оптический прицел, позволивший снять ограничения при стрельбе из пушки при больших перегрузках, и новая система автоматизированного контроля состояния самолёта и двигателя, сократившая время технического обслуживания. Ресурс МиГ-21бис достиг 2100 часов.

На самолёте сохранились помехозащищённая линия связи «Лазурь-М», обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления «Воздух-1»; катапультное кресло КМ-1М, приёмник воздушного давления ПВД-18.

В НАТО эти истребители получили кодовое название Fishbed L.

В процессе производства самолёты МиГ-21бис стали оснащать пилотажно-навигационным комплексом (ПНК) «Полет-ОИ», предназначенным для решения задач ближней навигации и захода на посадку при автоматическом и директорном управлении. В состав комплекса входят:

  • система автоматического управления САУ-23ЕСН, представляющая собой сочетание электронного вычислительного устройства с индикаторами команд и автопилотом, отрабатывающим эти команды
  • система ближней навигации и посадки РСБСН-5С
  • антенно-фидерная система Пион-Н

Кроме того, комплекс использует сигналы гидродатчика АГД-1, курсовой системы КСИ, датчика воздушной скорости ДВС-10 и датчика высоты ДВ-30. Внешне МиГ-21бис с системой «Полет-ОИ» отличался двумя небольшими антеннами, расположенными под воздухозаборником и над килем. В Восточной Европе такие истребители получила только ГДР. Там они получили локальное обозначение МиГ-21бис-САУ, что означало «МиГ-21бис с системой автоматического управления».

В НАТО МиГ-21бис с системой «Полет-ОИ» получили кодовое обозначение Fishbed-N.

МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было выпущено 2013 экземпляров. Одной из первых эти истребители закупила Финляндия. Первые самолёты были доставлены туда в 1977, где они заменили состоявшие на вооружении МиГ-21Ф-13. В Индии «бисы» по лицензии не выпускались, но заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советскою Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 г.

Помимо совершенствования самого самолёта, продолжали появляться новые ракеты. В 1973 году появились Р-13М с тепловой головкой самонаведения, представляющая собой глубокую модернизацию Р-3С; и лёгкая манёвренная ракета ближнего боя Р-60. Причём 2 из 4 подкрыльевых пилонов МИГа-21 могли нести спаренную подвеску с двумя ракетами Р-60. Таким образом общее число управляемых ракет достигало 6. В целом число возможных комбинаций вооружения составило 68 (на истребителях ранних модификаций оно равнялось 20). Часть самолётов МиГ-21бис оснащалась оборудованием для подвески ядерной бомбы.

Двухместные учебно-тренировочные модификации

  • МиГ-21У (1962) — учебно-тренировочный истребитель.
  • МиГ-21УC (1966) — учебный фронтовый истребитель, оснащённый двигателем Р-11Ф2С-300.
  • МиГ-21УМ (1971) — учебный фронтовой истребитель с модернизированным БРЭО.

Модернизации

  • МиГ-21-93 (1994) — модернизация серийных МиГ-21бис для ВВС Индии (впоследствии получил название MiG-21UPG Bison). РСК «МиГ» совместно с Нижегородским авиационным заводом «Сокол» в кооперации с другими российскими предприятиями (НИИР «Фазотрон») разработала программу модернизации самолётов семейства МиГ-21, которая нацелена на расширение номенклатуры и режимов применения вооружения, что позволит им успешно эксплуатироваться в ВВС разных стран на протяжении ещё ряда лет. По боевым возможностям модернизированные самолёты МиГ-21 не уступают современным истребителям четвёртого поколения. ВВС Индии в 19982005 годах провели глубокую модернизацию 125 истребителей МиГ-21 на базе разработанного РСК «МиГ» проекта МиГ-21-93. При модернизации истребитель МиГ-21бис получил новую систему управления вооружением с многофункциональной БРЛС «Копьё», нашлемной системой целеуказания, аппаратурой отображения информации на основе современного индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея. БРЛС «Копьё», разработанная Корпорацией «НИИР „Фазотрон“», имеет повышенную дальность действия. БРЛС обеспечивает обнаружение и атаку целей (в том числе, ракетами средней дальности) в свободном пространстве и на фоне земли, а также обнаружение радиолокационно-контрастных надводных и наземных целей. БРЛС «Копьё» способна сопровождать до 8 целей и обеспечивает одновременную атаку двух наиболее опасных из них. В вооружение истребителя дополнительно включаются управляемые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р1, Р-27Т1 и Р-73Э и корректируемые бомбы КАБ-500Кр. Параллельно с модернизацией продлён ресурс и сроки службы самолёта.
  • в 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль представил модернизированный вариант истребителя МиГ-21, переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя «Лави». Фонарь кабины, состоявший из трех частей, заменялся на цельное остекление. Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования[12].
  • MIG-21-2000 (1998) — проект модернизации серийных МиГ-21бис и МиГ-21МФ, разработанный израильским концерном «Таасия авирит» и корпорацией IAI[13][14]. Предусматривал переоборудование кабины и установку нового радиоэлектронного оборудования[15].

Боевое применение

Война во Вьетнаме

Маленький, быстрый и достаточно манёвренный, Миг-21 стал серьёзным противником для McDonnell Douglas F-4 Phantom II. США были вынуждены даже начать программу по отработке тактики воздушного боя с МиГ-21. Роль МиГ-21 при отработке играл Northrop F-5.

Во Вьетнаме пилоты МиГ-21 придерживались советской доктрины воздушного боя, используя наведение со станции наземного контроля. Излюбленной тактикой стало следование за американским боевым звеном снизу и сзади. Набрав скорость МиГи выпускали ракеты К-13 и уходили на базу. Такая тактика принуждала также преждевременно сбрасывать бомбы.

Главным преимуществом МиГ-21 является очень высокая манёвренность на виражах. Главным недостатком стал ограниченный обзор сзади (многие истребители были сбиты в результате нападения сзади).

Эфиопо-сомалийская война

В ходе конфликта МиГ-21 состоял на вооружении ВВС Сомали, а также на нём летали кубинские лётчики, воевавшие на стороне Эфиопии. Были отмечены воздушные бои, в которых МиГ-21 участвовали с обеих сторон, и сомалийские лётчики одержали в них 3 воздушные победы[16]. Вместе с тем сомалийцы потеряли ряд МиГов в боях с эфиопскими F-5 «Фридом Файтер»[17].

Тактико-технические характеристики

Три проекции МиГ-21

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации МиГ-21бис[18][19]

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

Происшествия

22 сентября 1973 года в Венгрии разбились три МиГ-21[22]

24 ноября 2012 года в Индии разбился МиГ-21-93. За период 2010—2012 разбилось 3 новых истребителя ВВС Нигерии

Интересные факты

МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Советскими лётчиками за характерный внешний вид был прозван «Балалайкой».[23] До 1966 года страны Западного блока не имели никакого определённого представления об этом самолёте, хотя чрезвычайно стремились завладеть им; 15 августа 1966 года самолёт был угнан в Израиль иракским лётчиком Муниром Редфа. Это считается одной из самых успешных и выдающихся операций Моссада.

Известен один МиГ-21, находящийся в частном владении: самолёт принадлежит Реджинальду «Реджу» Финчу — бывшему пилоту авиакомпании Американ Эйрлайнс, который ранее служил в Канадских Королевских ВВС. Финч приобрёл этот МиГ в конце 1990-х гг. и потратил три года, чтобы привести самолёт в лётное состояние. Этот МиГ-21УС 1967 года выпуска был импортирован в США из Венгрии в середине 1980-х годов. До того, как Финч стал его владельцем, машина продолжительное время летала и испытывалась в школе пилотов-испытателей авиации ВМС в Patuxent River, шт. Мериленд в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Сохранившиеся экземпляры

В полностью пригодном и лётном состоянии есть самолёты на Одесском авиаремонтном заводе, где МиГ-21 ремонтируется и модернизируется для стран «третьего мира» с 1970 года.

На вооружении

Состоит на вооружении

Страны, эксплуатирующие МиГ-21 (красным цветом) и уже снявшие МиГ-21 с вооружения (темно красным)
  •  Ангола — 18 Миг-21МФ и 4 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год[24]
  •  Болгария — 10 Миг-21бис и 2 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год.[25] Начиная с сентября 1963 года, 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р[26] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 года вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР[27] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. Кроме МиГ-21ПФ, в 1965 году ВВС Болгарии получили 12 МиГ-21ПФМ. В 19771978 годах за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В 1962 году, 26-ой рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 19691970 году, в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-ом иап. В 19741975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР[26] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Данные самолёты были няты с вооружения в 2000 году. С 1983 по 1990 год ВВС Болгарии получили 72 МиГ-21бис. Половина из них была в варианте САУ (30 новых, 6 подержанных), эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой «Лазурь». Кроме боевых МиГ-21, ВВС Болгарии получили 39 спарок в вариантах МиГ-21У (1 в 1966 году), МиГ-21УС (5 в 19691970 годах) и МиГ-21УМ (27 новых в 1974—1980 годах и 6 подержанных советских в 1990 году). Последние учебные МиГ-21 были сняты с вооружения в 2000 году, а до этого, в 1994 году, десять МиГ-21УМ были проданы Индии. За всё время эксплуатации в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ.[28]
  •  Вьетнам — 124 МиГ-21, по состоянию на 2011 год[29]
  •  Египет — 29 Миг-21ПФМ/МФ, 12 Миг-21РФ и 1 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год[30]
  •  Замбия — 12 МиГ-21МФ, по состоянию на 2011 год[31]
  •  Йемен — 16 МиГ-21, по состоянию на 2011 год[32]
  •  Индия — 124 Миг-21UPG Bison (Миг-21-93), по состоянию на 2011 год.[33] МиГ-21 начали поступать на вооружение в 1963 году. Модификация МиГ-21ФЛ производилась по лицензии (построено около 200 машин). Всего ВВС Индии получили 946 МиГ-21. Аварийность индийских самолётов оказалась высокой. По состоянию на 2011 год, за почти 50 лет эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно 476 из 946 машин.[34][35][36] Модернизированные истребители будут находится на вооружении ВВС Индии до 2017 года.[34]
  •  Камбоджа — 4 Миг-21 последних модификаций, по состоянию на 2011 год[37]
  •  Киргизия — 48 Миг-21 последних модификаций, по состоянию на 2011 год[38]
  •  Корейская Народно-Демократическая Республика — 130 Миг-21, по состоянию на 2011 год[39]
  • КНР — 380 Chengdu J-7, по состоянию на 2011 год.[40] МиГ-21Ф-3 в виде лицензионной копии Chengdu J-7 производился с 1966 по 2008 год и долгое время составлял основу ВВС КНР. Экспортная версия самолёта имела обозначение F-7 и широко поставлялись по всему миру. Всего было произведено более 2 400 Chengdu J-7/F-7.[3]
  •  Куба — 4 Миг-21бис и 4 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год[41]
  •  Ливия — 16 Миг-21бис, по состоянию на 2011 год[42]
  •  Мадагаскар — 9 Миг-21, по состоянию на 2011 год.[43] После обретения независимости в 1975 году на Мадагаскар начала поступать помощь из СССР и других стран коммунистического лагеря. В 1978 году из КНДР поступило 8 МиГ-21ФЛ и два МиГ-21У, затем ещё три или четыре истребителя МиГ-21бис из СССР. В 1996 году ВВС Мадагаскара получили небольшую партию истребителей МиГ-21МФ/УМ из России, эти самолёты использовались недолго и в конце 1990-х были оставлены на хранении на аэродроме Ивато.[44][45][46]
  •  Мали — 14 Миг-21бис/МФ/УМ, по состоянию на 2007 год.[47] В 1986 году из СССР поступило 12 МиГ-21МФ и МиГ-21УМ. В 2005 году ещё три МиГ-21МФ были приобретены в Чехии. Самолёты базируются в Бамако.[44][45][48][49]
  •  Румыния — 35 Миг-21 LanceR A, 10 Миг-21 LanceR B и 20 Миг-21 LanceR C, по состоянию на 2011 год.[50] Были модернизированы в начале 2000-х годов. Работы по модернизации самолётов проводили румынская компания Aerostar и израильская Elbit Systems. Списание устаревших самолётов начнется в 2013 году.
  •  Сербия — 8 Миг-21бис и 1 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год.[51] После распада Югославии большая часть её ВВС отошла Сербии, в их числе большое число МиГ-21Р, МиГ-21М, МиГ-21МФ, МиГ-21бис и МиГ-21УМ. Три десятка МиГ-21 были уничтожены во время войны 1999 года, а значительная часть оставшихся самолётов списана в 2000-х годах, но некоторое количество МиГ-21М, МиГ-21бис и МиГ-21УМ всё ещё остаются на вооружении ВВС Сербии.[52]
  •  Сирия — 150 Миг-21, по состоянию на 2011 год[53]
  •  Уганда — 6 Миг-21, по состоянию на 2011 год[54]
  •  Хорватия — 8 Миг-21бис-D и 4 Миг-21УМ-D, по состоянию на 2011 год.[55] Первый МиГ-21 ВВС Хорватии был угнан лётчиком ВВС Югославии: 4 февраля 1992 года капитан Данила Борович дезертировал и из Бихача в Пулу на своём МиГ-21бис. Ещё два МиГ-21бис были угнаны лётчиками-хорватами 15 мая 1992 года. После заключения перемирия хорваты приобрели в Германии примерно два десятка МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ. В 20032004 годах восемь МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ были модернизированы в Румынии, после этого истребители получили обозначения МиГ-21бисD и МиГ-21УМD (D — Doradien, доработанный), соответственно.[56] Хорватия планирует эксплуатировать оставшиеся на вооружения МиГ-21 до ноября 2013 года.[57]
  •  Эфиопия — 21 Миг-21, по состоянию на 2011 год[58]

Стоял на вооружении

Представленные в этом списке страны не включают те, в ВВС которых на вооружении стоял Chengdu J-7/F-7 (МиГ-21 китайского производства).

  • СССР — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в новообразовавашихся республиках после распада СССР, были сняты с вооружения в начале 1990-х годов.
  • Югославия — 25 декабря 1962 года ВВС Югославии начали получать МиГ-21, первым вариантом, поступившим в Югославию, стал МиГ-21Ф-13 (югославское обозначение L-12). Было поставлено 45 истребителей, последние самолёты этой модификации были сняты с вооружения в 1980 году. В дальнейшем ВВС получили 9 МиГ-21У (NL-12), начало поставок в 1965 году, 36 МиГ-21ПФМ (L-13) в 1968 году, 9 МиГ-21УС (NL-14) в 1969 году, 12 МиГ-21Р (L-14I) и 25 МиГ-21М (L-15) в 1970 году, а также 6 МиГ-21МФ в 1975 году. В 1977 году начали поступать МиГ-21бис и МиГ-21УМ, ВВС Югославии получили 100 истребителей и 35 учебно-тренировочных самолётов соответственно. После распада Югославии все МиГ-21, за исключением нескольких угнанных, отошли Сербии.[59][60]
  • Алжир
  • Азербайджан. Сняли МиГ-21 в 2012 году.
  • Афганистан
  • Бангладеш — В начале 1973 года ВВС Бангладеш получили 12 МиГ-21МФ и 2 МиГ-21УМ. Последние МиГ-21УМ были выведены из боевого состава в 1994 года и переданы в военный музей.[61][62]
  • Буркина-Фасо — В 1984 году из СССР было поставлено 8 МиГ-21МФ. Истребители дислоцировались на авиабазе в Уагадугу. Последний исправный самолёт был выведен из эксплуатации в 2000 году.[61][63]
  • Венгрия — в начале 1960-х годов СССР поставил Венгрии 48 истребителей Миг-21Ф-13. В 1964 году на вооружение поступили первые из 24 перехватчиков МиГ-21ПФ, в 1971 — первые из 48 МиГ-21МФ. В 1975-1979 годах венгры получили 62 истребителя МиГ-21бис. Кроме боевых самолётов, ВВС Венгрии получили спарки — 16 МиГ-21У и 24 МиГ-21УМ. В 1978 году МиГ-21Ф-13 были сняты с вооружения, в 19902000 годах за ними последовали и остальные модификации МиГ-21. Дольше всех прослужили варианты МиГ-21бис/УМ.[64]
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  •  ГДР — В мае 1962 года свои первые МиГ-21Ф-13 получил авиаполк JG-8 в Нойхарденберге, вслед за ним этими истребителями были вооружены JG-9 в Пенемюнде и JG-3 в Найсе-Мальксеталье, всего 75 истребителей. В 19781985 годах МиГ-21Ф-13 был снят с вооружения. В марте 1964 года в авиаполк JG-8 поступили первые МиГ-21ПФ. Всего было получено 53 истребителя этой модели, прослуживших до 19861988 годов. С апреля 1965 года, до июля 1967 года было поставлено 45 учебно-тренировочных МиГ-21, распределённых между авиаполками, вооружёнными МиГ-21 и учебным соединением FAG-15. В июне 1968 года начались поставки МиГ-21ПФМ, их было получено 134 экземпляра. В декабре 1968 — августе 1970 годов число спарок пополнилось семнадцатью МиГ-21УС. Одновременно с ними, в июле 1969 — декабре 1970 годов ВВС ГДР получили 87 МиГ-21М. Двенадцать МиГ-21М из состава JG-8 было передано сирийским ВВС в 1973 году. С июня 1971 года по март 1978 года было поставлено 37 учебно-тренировочных МиГ-21УМ. В апреле 1972 года в авиаполк JG-3 поступили первые 14 МиГ-21МФ, за которыми последовало ещё 48 истребителей этого типа. Последним вариантом, поступившим в ГДР, стал МиГ-21бис. С октября 1975 года по май 1978 года из СССР поступило 46 истребителей этого типа. Всего ВВС ГДР получило 456 МиГ-21, из которых к моменту объединения Германии на вооружении оставалась 251 машина.[65]
  • Индонезия
  • Северный Йемен
  • Южный Йемен
  • Ирак
  • Демократическая Республика Конго — в 1997 году у Сербии было приобретено четыре МиГ-21ПФМ.[63][66]
  • Республика Конго — в 1986 году в СССР приобретено 14 МиГ-21бис и 2 МиГ-21УМ. К 1997 году в строю осталось 5 истребителей и одна спарка. Сняты с вооружения.[63][67][68]
  • Лаос
  • Мозамбик
  • Монголия — 10 Миг-21, по состоянию на 2011 год.[69] В начале 1977 года ВВС Монголии получили первые 8 МиГ-21ПФ и 4 МиГ-21УМ. Всего в 19771984 годах ВВС Монголии получили 44 самолётов этого типа. После реформ в армии Монголии они были убраны из состава ВВС страны.
  • Нигерия — в 1975 году ВВС Нигерии получили из СССР 25 МиГ-21МФ и 6 МиГ-21УМ. В начале 90-х полёты истребителей были прекращены из-за отсутствия материально-технической помощи, которую осуществлял Советский Союз.[45][70]
  • Польша — первые МиГ-21Ф-13 Польские ВВС получили в 1961 году. Всего к 1963 году было приобретено 25 истребителей, прослуживших до 1973 года. За ними последовали МиГ-21 в следующих модификациях, в 19641965 годах МиГ-21ПФ (84 истребителя, сняты с вооружения в 1989 году), в 1965—1966 — учебно-тренировочные МиГ-21У (11 самолётов, сняты с вооружения в 1990 году), в 1966—1968 — МиГ-21ПФМ (132 истребителя, сняты с вооружения в 1989 году), в 1968—1972 — разведывательные МиГ-21Р (36 самолётов, сняты с вооружения в 1997 году), в 1969—1970 — учебно-тренировочные МиГ-21УС (12 самолётов, сняты с вооружения в 2003) и МиГ-21М (36 истребителей, сняты с вооружения в 2002 году), в 1971—1981 — МиГ-21УМ (54 самолёта, сняты с вооружения в 2003 году), в 1972—1975 — МиГ-21МФ (120 истребителей, сняты с вооружения в 2003 году), и с 1979 года в ВВС Польши начали поступать МиГ-21бис (72 истребителя, сняты с вооружения в 1999 году). В общей сложности Польша получила 582 МиГ-21 в шести боевых модификациях, трёх учебно тренировочных и одной разведывательной, которые стояли на вооружении 40 лет.[71]
  • Танзания
  • Финляндия — в 2000 году последние МиГ-21 были сняты с вооружения.
  • Чехословакия — производился по лицензии фирмой Aero Vodochody, построено 194 самолёта.


См. также

Ссылки

Статьи
  • Статьи о послевоенных истребителях, в том числе разных модификациях МиГ-21, на сайте Уголок неба
  • Сайт посвященный Миг-21
  • МиГ-21 на сайте «История мировых войн»
  • МиГ-21 на сайте «Army.lv»
Фотографии
  • 15 фото МиГ-21УМ, установленного в поселке Авангард
  • Фото летающих МиГ-21бис ВВС Болгарии (2011 год)
  • Фотографии МиГ-21 c лицензией Creative Commons на geolocation.ws
Видео
  • Видео про модернизированный МиГ-21-93 на YouTube
  • МиГ-21 в передаче «Крылья России» на YouTube
  • Телепередача «Военное дело»: Прощание с МиГ-21 на YouTube
  • Кинохроника полётов на МиГ-21 на YouTube
  • Канал Дискавери про МиГ-21 на YouTube
  • Эпизод про МиГ-21 в Америке на YouTube на YouTube
  • Egyptian MiG 21 Crazy Pilot's Escape from a Chasing Mirage на YouTube

Примечания

  1. Aero Vodochody: History
  2. ↑ J-7 (J-7I)
  3. ↑ J-7 / F-7, China
  4. Первые F-7BGI для Бангладеш
  5. 1 2 [Gordon, Yefim. MiG-21 (Russian Fighters). Earl Shilton, Leicester, UK: Midland Publishing Ltd., 2008. ISBN 978-1-85780-257-3.]
  6. Истребитель МиГ-21 — «летающий Калашников»
  7. J-7II
  8. Первые F-7BGI для Бангладеш
  9. «Ченгду», «Локхид Мартин» и «Сухой» идут вровень по количеству прогнозируемого экспорта истребителей в 2012—2015 гг.
  10. ВВС Нигерии в результате аварии потеряли первый из поставленных Китаем в 2010 году истребитель FT-7NI
  11. Что такое «поколения» истребителей? Журнал «Профиль».
  12. Израиль // «Зарубежное военное обозрение», № 7, 1993. — с. 61
  13. IAI’s MIG-21-2000 Completes Series of Test Flights
  14. MIG-21 2000
  15. Израиль // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1998. — с. 59-60
  16. SOMALIA. Ogaden War (Ethiopian-Somalia Conflict) 1977-1978
  17. ETHIOPIA. Ogaden War (Ethiopian-Somalia Conflict) 1977-1978
  18. МиГ-21бис
  19. Technical data and flying characteristics of the MiG-21
  20. Р-25-300
  21. Самолёт МиГ-17. Инструкция летчику. Глава III. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012. Проверено 9 июня 2011.
  22. Памятник у города Veszprem
  23. СВЕРХЗВУКОВЫЕ МОЛНИИ. «Балалайка» и «Звёздный боец»
  24. Order of Battle — Angola
  25. Order of Battle — Bulgaria
  26. 1 2 Обозначение, использовавшееся в болгарских ВВС
  27. Обозначение использовавшееся в Болгарских ВВС
  28. Bulgaria Air Force
  29. Order of Battle — Vietnam
  30. Order of Battle — Egypt
  31. Order of Battle — Zambia
  32. Order of Battle — Yemen
  33. Order of Battle — India
  34. ↑ IAF to Phase out MiG-21s by 2017
  35. Another MiG-21 crashes, pilot ejects safely
  36. Страна небоевых потерь. В 2009 году ВВС Индии лишились восьми истребителей
  37. Order of Battle — Cambodia
  38. Order of Battle — Kyrgyzstan
  39. Order of Battle — North Korea
  40. Order of Battle — China
  41. Order of Battle — Cuba
  42. Order of Battle — Libya
  43. Order of Battle — Madagascar
  44. ↑ ACIG:African MiGs — Part 2
  45. ↑ Уголок Неба: МиГ-21 в мире. Часть 4
  46. FLIGHT International, 11 december 1990, p.60, Armee de l’air Malagache
  47. IISS Military Balance 2007, p.283
  48. FLIGHT International, 11 december 1990, p.60, Force Aerirnne de la Republic de Mali
  49. Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.45.
  50. Order of Battle — Romania
  51. Order of Battle — Serbia
  52. Никольский, Михаил. ВВС Сербии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 9. — С.42-45.
  53. Order of Battle — Syria
  54. Order of Battle — Uganda
  55. Order of Battle — Croatia
  56. Никольский, Михаил. ВВС Хорватии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.42-45.
  57. «Сааб» предложила Хорватии истребители JAS-39C/D «Грипен»
  58. Order of Battle — Ethiopia
  59. Vojska.net — strategy, wargaming, military history website
  60. Никольский, Михаил. ВВС Сербии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 8. — С.39-45.
  61. ↑ Уголок Неба: МиГ-21 в мире. Часть 1
  62. FLIGHT International, 6 august 1983, p.327, Bangladesh Defence Force (Air Wing)
  63. ↑ ACIG:African MiGs — Part 1
  64. Никольский, Михаил. ВВС Венгрии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.45-46.
  65. MiG-21.de: In service
  66. ACIG:Zaire/DR Congo since 1980
  67. Уголок Неба: МиГ-21 в мире. Часть 3
  68. FLIGHT International, 11 december 1990, p.43, Force Aeriene Congolaise
  69. Рейтинг 10 наиболее значимых поставочных программ и экспортных контрактов России по итогам 2011 года в сегменте военных самолетов
  70. ACIG:African MiGs — Part 3
  71. Музей польской авиации в Кракове

МиГ-21У.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24