Маттеос Джугаеци | |
Մատթեոս Ջուղայեցի | |
Маттеос Джугаеци (миниатюра 1715г.) |
|
Дата рождения: |
ок. 1350 |
---|---|
Дата смерти: |
ок. 1411 |
Научная сфера: |
богословие, естествознание |
Научный руководитель: |
Маттеос Джугаеци (арм. Մատթեոս Ջուղայեցի), — армянский мыслитель, литературовед и богослов XIV—XV веков[1].
Родился в середине XIV века в Нахичеване, в городе Джуга. Прошёл обучение в Татевском университете, под руководством Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци. В 1391—1393 гг работал в монастыре св. Карапета в гаваре Апракунис, в 1393—1395 гг в монастыре Тандзапарах, недалеко от Татева. С 1395 года до конца жизни (10-е года XV века) преподаёт в Татевском университете[2]. Вёл идеологическую борьбу с униторским движением[3], также боролся против распространения народного театра, призывая людей «не ходить к гусанам, они говорят о делах Хайка и воспитывают дух неповиновения»[4][5][6]. В своих проповедях часто касался вопросов естествознания, изучал происхождение природных материй. Считал, что в природе есть 10 "чистых" материй — золото, серебро, медь, олово, свинец, железо, лазурит, ртуть, сера и драгоценные камни: остальные материи выводил из этих десяти. Развивая философские взгляды Григора Татеваци, пришёл к выводы, что люди изначально должны были быть четвероногими, и только со временем, исходя из необходимости, встали на задние ноги. Разницу между людьми и животными Джугаеци видел именно в этой "эволюции", говоря, что «животные так и остались четвероногими, ибо они лишены способности думать»[7]. Считал, что предметом исследования науки является объективная действительность, которую можно распознать разумом, а для научного обоснования изучаемого объекта необходимо прежде всего приобрести определённый багаж теоретических знаний[8]
. Оставил богатое литературное наследие — многочисленные церковные гимны, около 50-и проповедей, полемические труды[3]. Особенно известна его речь, прочитанная на похоронах Григора Татеваци. Некоторые из его трудов дошли до нас в оригинале и содержат важные памятные записки. Его сочинения представляют интерес для изучении ситуации в Армении в XIV веке, походах Тамерлана и государстве Кара-Коюнлу. Важное место отделяет изучению причин бедственного положения Армении; ответственность за судьбу страны и народа возлагает на власть имущих[9][10].
Армянские богословы | ||
---|---|---|
Раннее средневековье V—X века |
Езник Кохбаци · Иоанн Мандакуни · Мамбре Верцанох · Анания Таргманич · Петрос Сюнеци · Матусаха Сюнеци · Теодорос Кртенавор · Саак Дзоропореци · Абраам Ахбатанеци · Иоанн Майраванеци · Вртанес Кертог · Григорис Аршаруни · Хосровик Таргманич · Степанос Сюнеци · Ованес Одзнеци · Саак Мрут · Закария I Дзагеци · Хосров Андзеваци · Анания Мокаци · Самуэл Камрджадзореци · Анания Нарекаци |
|
Высокое и позднее средневековье XI—XVI века |
Ованес Козерн · Анания Санахнеци · Ованес Имастасер · Погос Таронеци · Игнатиос вардапет · Нерсес Ламбронаци · Саркис Шнорали · Вардан Ахпатеци · Давид Кобайреци · Ованес Гарнеци · Ванакан Вардапет · Мхитар Скевраци · Вардан Малый · Ваграм Рабуни · Геворг Скевраци · Мовсес Ерзнкаци · Есаи Нчеци · Мхитар Саснеци · Киракос Ерзнкаци · Ованес Арджишеци · Ованес Воротнеци · Григор Татеваци · Маттеос Джугаеци · Геворг Ерзнкаци · Ованес Гермонеци |
|
Новое время XVII—XVIII века |
Филипп маттеос хан, азария джугаеци календаровед.
Ефремов, Олег Николаевич, Категория:Районные центры Вологодской области, Категория:1850-е в Великобритании, Файл:Hindu Bride, Ahmedabad, Gujarat.jpg.