Сын военного, учился на юридическом факультете столичного университета, в 1898 получил адвокатский диплом. Дружил с преподавателем и литератором Хорхе Борхесом, а после 1921 — с его сыном, Хорхе Луисом Борхесом, который всю жизнь считал себя учеником Маседонио. Борхес-младший печатает стихи Маседонио Фернандеса в мадридском журнале «Космополис» (1921), в 1922 издает вместе с Фернандесом авангардный журнал «Проа» (рус.«Форштевень»). Фернандес много лет переписывался с А.Рейесом, Р. Гомесом де ла Серна, Х. Л. Борхесом и другими крупными писателями, дружил с Х. Р. Хименесом. В 1947 он переехал в дом сына, где и умер. Речь над его могилой на буэнос-айресском кладбище Реколета произнес Х. Л. Борхес.
Творчество
Писательская стратегия Маседонио Фернандеса — это бесконечный подступ к писанию, постоянная переделка набросков безо всякой мысли об их публикации. Лишь по настоянию друзей он издает в 1920—1940-х годах несколько фрагментов написанного в форме повестей, романов, но чаще — «предисловий» к будущим книгам. Стихи и проза Фернандеса переведены на английский, французский, итальянский языки. Его биография и произведения лежат в основе постмодернистского романа аргентинского прозаика Рикардо Пильи «Город, которого нет» (1992, одноименная опера Х.Гандини по либретто Пильи — 1995).
Произведения
No toda es vigilia la de los ojos abiertos. Buenos Aire: Manuel Gleizer, 1928.
Papeles de Recienvenido. Buenos Aires: Cuadernos del Plata, 1929.
Una novela que comienza. Prólogo de Luis Alberto Sánchez. Santiago de Chile: Ercilla, 1940.
Poemas/ Prólogo de Natalicio González. México: Guarania, 1953.
Museo de la Novela de la Eterna/ Advertencia de Adolfo de Obieta. Buenos Aires: CEAL, 1967.
No toda es vigilia la de los ojos abiertos y otros escritos/ Advertencia de Adolfo de Obieta. Buenos Aires: CEAL, 1967.
Cuadernos de todo y nada. Buenos Aires: Corregidor, 1972.
Сводные издания
Obras completas, 9 vols. Buenos Aires: Corregidor, 1985—2001.
Macedonio Fernández, Jorge Luis Borges. Correspondencia, 1922—1939: crónica de una amistad/ Carlos Garcia, ed. Buenos Aires: Corregidor, 2000 (переписка с Х. Л. Борхесом).
Публикации на русском языке
Танталиада// Антология фантастической литературы. СПб: Амфора, 1999, с. 580—588.
Литература о писателе
Rodriguez Monegal E. Macedonio Fernandez, Borges y el ultraismo// Numero, 1952, № 19.
Jiménez J.R. Lado de Macedonio Fernández// Idem. La corriente infinita: critica y evocacion. Madrid: Aguilar, 1971, pp. 181–186.
Foix J.C. Macedonio Fernández. Buenos Aires: Editorial BONUM, 1974.
Engelbert J.A. Macedonio Fernández and the Spanish American New Novel, New York: New York UP, 1978.
Gomez de la Serna R. Retratos contemporaneos. Madrid: Aguilar, 1989.
Lindstrom N. Macedonio Fernández// Latin American Writers/ Ed. Carlos A. Solé. New York: Scribner, 1989, p. 483-490.
De Obieta A. Macedonio: memorias errantes. Buenos Aires: Corregidor, 1999 (воспоминания сына).
Diccionario de la Novela de Macedonio Fernández/ Ricardo Piglia, ed. Buenos Aires, 2000.
Bianciotti H. Macedonio Fernández/ Idem. Une passion à toutes lettres. Paris: Gallimard, 2001, p. 150-157.
Abos A. Macedonio Fernandez, La Biografia Imposible. Madrid: Plaza & Janes Sa Editorial, 2002.
Prieto J. Desencuadernados: Vanguardias excéntricas en el Rio de la Plata. Macedonio Fernàndez y Felisberto Hernàndez. Rosario, 2002.
Garth T.S. The Self of the City: Macedonio Fernández, the Argentine Avant-Garde, and Modernity in Buenos Aires. Lewisburg: Bucknell UP, 2005.
Борхес Х. Р. Маседонио Фернандес «Новоприбывший»// Он же. Собрание сочинений. Т.I. СПб: Амфора, с.471-472.
Борхес Х. Р. Маседонио Фернандес «Сочинения»// Он же. Собрание сочинений. Т.III. СПб.: Амфора, 2005, с.427-437.
Дубин Б. Трансцендентальный юморист Маседонио Фернандес// Он же. На полях письма. М.: Emergency Exit, 2005, с.193-196.
Ссылки
Линки (англ.), (фр.), (исп.)
[1] (фр.)
[2] (фр.)
[3] (итал.)
Опись архива М.Ф в библиотеке университета Нотр-Дам, Индиана, США