Иван Мартос родился в 1754 г. в городке ИчняПолтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г., окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся в Санкт-Петербург. в 1779 г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. — ректором и наконец в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I[1] и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.
Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрёне, фамилия которой неизвестна. Она рано умерла. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.
Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова, милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старшей её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.
Дети от первого брака:
Никита Иванович (1782—1813) — закончил с золотой медалью Петербургскую Академию художеств и за государственный счет, на правах стипендиата, был послан за границу, где совершенствовал свое профессиональное мастерство как скульптор и архитектор. Вместе с ним учился в Риме Абрам Мельников, который после женился на его сестре Любе. На талантливого Никиту отец возлагал большие надежды, но в 1813 году сын неожиданно погиб. Его убили французские солдаты, когда Наполеон оккупировал Италию.
Анастасия (Александра) Ивановна (1783 — ?), в неё был влюблен талантливый портретист [1].
Софья Ивановна (1798—1856) — замужем за В. И. Григоровичем (1786/1792 — 1863/1865), профессор и конференц-секретарь Академии художеств, художественный критик, издатель.
Вера Ивановна (180. — 18..) — замужем за художником А. Е. Егоровым (1776—1851).
Любовь Ивановна (180. — 18.) — замужем за архитектором, профессором Академии художеств А. И. Мельниковым (1784—1854).
От второго брака:
Екатерина Ивановна (1815 — 18..), замужем за известным архитектором, профессором Академии художеств Василием Алексеевичем Глинкой (1787/1788—1831). Глинка умер от холеры. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник. Вскоре к молоденькой богатой вдове посватался скульптор и мастер литейных дел барон П. К. Клодт фон Юринсбург (1805—1867). Сам Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Екатерине, но жених не нравился Авдотье Афанасьевне, и она уговорила дочь отказать бедному Петру Карловичу. Авдотья Афанасьевна предложила Клодту жениться на её племяннице Ульяне Ивановне Спиридоновой (1815—1859), что вскоре и произошло.
Александр Иванович (1817—1819)
Примечания
↑ Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве. — С. Петербург: Типография Императорского Воспитательного дома, 1818. — С. IV-XXIV.
Коваленская Н. Н. Мартос (1752—1835) / Художник книги Н. Ю. Гитман. — М. - Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1938. — 140, [2] с. — 5 000 экз. (в пер.)
Алпатов М. В. Иван Петрович Мартос, 1752—1835 / Обложка — гравюра на деревеМ. Маторина.. — М. - Л.: Искусство, 1947. — 36, [8] с. — (Массовая библиотека). — 15 000 экз. (обл.)
Коваленская Н. История русского искусства первой половины XIX века. — М., 1951.
Алпатов М. В. Мартос // Русское искусство XVIII века. — М., 1958.
Иван Петрович Мартос: Альбом / Автор-составитель А. Каганович; Оформление художника В. Лазурского. — М.: Изогиз, 1960. — 52 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз. (обл., суперобл.)
Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. — М.: Изд-во МГУ, 1962. — 374 с. — 10 250 экз. (в пер.)
Шубарт П. Мартос і Рішельє. Тандем европейських устремлінь України// Чорноморські новини. - 8 грудня 2012. - № 97-98.
Коваленская Н. Н. Русский классицизм: Живопись, скульптура, графика: К 400-летию русского книгопечания. — М.: Искусство, 1964. — 704 с. (в пер.)