Луч | |
Луч |
|
Характеристики | |
---|---|
Экипаж |
1 чел |
Тип |
швертбот |
Конструкция |
стеклопластиковый монотип |
Оснастка |
бегучий такелаж |
Наибольшая длина |
4,23 м[1] |
Длина по ватерлинии |
3,81 м[2] |
Осадка |
0,76 м (со швертом)[2] |
Водоизмещение |
≈ 160 кг[3] |
Ширина корпуса |
1,31 м[2] |
Высота рангоута |
5,95 м[4] |
Площадь парусов | |
Общая площадь |
7,05 м²[2] |
в т.ч. грот |
7,05 м² |
История | |
Год появления |
начало 1980-х |
Разработчик |
СССР |
Луч — гоночный одноместный швертбот национального класса[5], с парусным вооружением типа бермудский кэт[6]. Является идентичным[7] швертботу «Лазер», от которого отличается большей массой корпуса и качеством исполнения. Благодаря этому возможно использовать оснастку, рулевое управление, рангоут, парусное вооружение и шверт от швертботов Лазер, без каких либо переделок. Швертбот применяется для обучения парусному спорту и использования в гонках детьми и взрослыми.
Содержание |
Рангоут швертбота — гибкий составной, трубчатого сечения[6]. Изготавливается из алюминиевого сплава[2][8].
Благодаря гибкости верхней части, мачта может принимать изгиб, путем регулирования оттяжки гика[12] .
Парус типа бермудский кэт площадью 7,05 м² выполняется из аналога дакрона в России — лавсана[12] . Спроектирован в дакроновом варианте изготовления в 1970 году, для вооружения яхт «Лазер», серебряным призёром Олимпиады и известным в США парусным мастером Гансом Фохом[13] . Парус имеет возможность вставки лат в три лат-кармана, для придания ему жёсткости[12] . На парусе имеется «окно» из прозрачного лавсана, для контроля гонщиком обстановки, также к парусу прикрепляют индикаторы обтекания паруса воздушным потоком — «колдунчики»[14][15]. В отличие от большинства гоночных швертботов (финн, европа, 470[16], 420[17], фотинайн’эр) парус крепится к гику не через лик-паз[11], а оттяжкой шкотового угла. Для тонкой настройки формы паруса, имеется натяжка нижней шкаторины — «оттяжка Канингхема»[12] .
Корпус выполняется из стеклопластика,[18] сборкой-запрессовыванием двух секций: собственно корпуса со шверт-колодцем, мачтовым стаканом, пластиковыми стрингерами и верхней секции — палубы с элементами жесткости, отформованой с кокпитом в единое целое.[2] Доступ внутрь корпуса (например для ремонта) экипаж осуществляет через врезные завинчивающиеся лючки на корме и носу швертбота.[2] Аварийная плавучесть корпуса швертбота обеспечивается пенопластовыми вставками объемом 159 дм³[2] . В основании транца швертбота расположена пробка-шпигат для слива накопившейся внутри корпуса воды. Кокпит швертбота имеет небольшие размерения, в случае переворота швертбота в нем скапливается небольшое количество воды. Это позволяет гонщикам выступающим на «Луче» обходиться без черпака. Также в кокпите швертбота встроен водосливной лючок-шпигат, открываемый экипажем только во время глиссирования[19]. Благодаря небольшой массе корпуса, высокой плавучести, спортсмену не доставляет труда поставить его на ровный киль в одиночку[6].
На носу корпуса закреплена кипа буксирного троса[20][19]. На палубе, в районе гнезда мачтового степса закрепляются проводочные кипы или блоки оттяжки Канингхема и оттяжки галсового угла[19]. Палуба в районе швертового колодца имеет закрепленные один-два щелевых или кулачковых стопора с проводочными кипами, для натяжки задней и нижней шкаторины грота[19].
В кокпите расположен[2] ремень для откренивания швертбота, закрепленный в двух точках:
На крышке швертового колодца крепиться блок гика-шкота[19].
На палубе, в районе кокпита, по обоим бортам расположены кулачковые стопоры для фиксации гика шкота[19]. На корме корпуса расположены две проводочные стальные кипы и щелевой стопор, для создания там погона тросового типа[19].
На транце расположены две петли навесного руля, а также рулевой стопор-пластина, препятствующий выскакиванию руля из петель[19][8].
Швертбот имеет такелаж бегучего типа, с тросовым погоном на корме[21]. Мачта не закреплена в степсе и поворачивается вокруг собственной оси вслед за парусом. Проводка гика шкота и других тросов проходит через систему блочков для увеличения мышечного усилия гонщика. Оттяжка гика в простом варианте состоит из одношкивного и одношкивного стопорного блока.[22] На оттяжке гика применяют веревки из прочных материалов — кевлара и Вектран V12[23].
Аналогичны швертботу «Лазер». Шверт кинжального типа, стеклопластиковый, гидродинамического профиля NACA 0009[24] , который используется в проектировании крыльев легкомоторных самолетов[25]. Шверт держится в швертовом колодце за счет силы трения и давления на стенки колодца[24] , закрепляется резиновой оттяжкой. В верхней части шверта закреплен резиновый стопор-ограничитель хода шверта в швертовом колодце[26] .
Руль навесной стеклопластиковый, с пером подъёмного типа, которое фиксируется в рабочем положение тросовой оттяжкой в щелевом стопоре. Рулевая коробка и баллер руля, выполняются из стали, но имеют легкие алюминиевые накладки. Румпель выполнен из алюминиевого трубчатого профиля. Удлинитель руля на шарнире, выполнен из алюминиевой трубки малого диаметра. Стопор руля препятствует потере последнего, но дополнительно, руль прикрепляется к транцу страховочной стропкой.
Швертбот начал массово выпускаться в 1984 году, в СССР, Таллиннской экспериментальной верфью спортивного судостроения, партиями по 500 штук ежегодно[2] . Во время существования СССР был налажен выпуск швертботов только на этой верфи[7].
Сегодня производство швертботов разрешается любой судостроительной компании, имеющей лицензию Российской Ассоциации классов Луч-Лазер[27]. По состоянию на 2010 год швертбот массово выпускается судостроительными компаниями «СПЭВ» (Санкт — Петербург)[27] и «ANGRAM BOATS» (Украина)[28][29].
Швертбот Луч имеет модификации[30], отличающиеся площадью парусности и длиной нижней секции мачты:[30]
Достоинства:
легкового автомобиля,
Недостатки:
Тяга паруса зависит от его формы и остроты курса относительно ветра(обтекания воздушным потоком)[34]. Парус хорошей формы, имеет точку максимальной полноты («пузо»)в на расстоянии 3/8-1/2 ширины грота, от передней шкаторины[34]. Полноту паруса по передней шкаторине меняют, добивая или растравливая оттяжку шкотового угла.
Приведенные рекомендации имеют самый общий характер[22]
Слабый ветер. Оттяжка Канингхема полностью растравлена. Оттяжка шкотового угла растравлена[22] .
Средний ветер. Оттяжка Канингхема полностью растравлена. Оттяжка шкотового угла растравлена до такой степени, чтобы нижняя точка грота располагалась в 8-13 сантиметрах от гика, при отпущенном гика-шкоте[22] .
Сильный ветер. Все оттяжки должны быть максисально набиты. Нижний край грота должен касаться гика[22] .
Погон гика. Рекомендуется максимально набивать, для более эффективной работы паруса.
Однако следует заметить, что более современные методы настройки паруса, включают в себя рекомендацию[35], иметь максимально набитую оттяжку Канингхема, при любой силе ветра. Набивание оттяжки Канингхема придает мачте изогнутый профиль. Благодаря этому, у парусов швертботов Луч и Лазер, имеющих серповидную форму по передней шкаторине:
По состоянию на 2010 год швертботы классов Луч, Луч-мини и Луч-радиал, приняли участие в 34 спортивных состязаниях различного уровня, на территории РФ[36].
По состоянию на 2010 год швертботы классов Луч, Луч-мини и Луч-радиал, имеют в своем флоте не менее трёх[37][38][39] из 78-ми зарегистрированных[40] коллективных членов Всероссийской Федерации Парусного Спорта.
По состоянию на 2010 год не менее 120-ти российских спортсмена тренируются и участвуют в соревнованиях в классах Луч, Луч-мини и Луч-радиал[41][42][43][44][45][46][47][48][49][50][51][52][53][54].
По состоянию на 2010 год, в классе Луч-мини тренируются спортсмены «Национальной и сборной команды Республики Беларусь по парусному спорту»[55].
Луч (швертбот).