Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Лукреция Кривелли

Лукреция Кривелли
Lucrezia Crivelli
«Прекрасная Ферроньера»
Род деятельности:

фрейлина, затем фаворитка

Отец:

Бьяджино Кривелли

Дети:

Джованни Паоло I Сфорца, маркиз Караваджио (март 1497 – декабрь 1535)

Лукреция Кривелли на Викискладе

Лукреция Кривелли (Lucrezia Crivelli; конец XV — сер. XVI века) — фаворитка герцога миланского Лодовико Сфорца и мать его бастарда Джованни Паоло I Сфорца, маркиза Караваджио, предполагаемая модель портрета кисти Леонардо да Винчи «Прекрасная Ферроньера».

Лукреция была фрейлиной супруги герцога, Беатриче д'Эсте, и около 1496 года (первое упоминание о их связи) стала его любовницей. До этого любовницей Лодовико Моро была Чечилия Галлерани (запечатленная Леонардо да Винчи в «Даме с горностаем»).

В 1497 году Лукреция родила ему сына, что, естественно, вызвало большое недовольство герцогини, которая безуспешно пыталась удалить ее от двора, но умерла в том же году при родах. Герцог, однако, тогда же охладел к своей возлюбленной. Упоминается о ценном подарке в виде недвижимости у озёр Комо и Вербано, сделанном ей и сыну (документ, датированный июлем 1497)[1].

В 1508 году Моро скончался, а после смерти в 1512 году Франческо иль Дукетто Сфорца, когда город заняли французы, Лукреция вместе с Чечилией Галлерани оказалась в числе беженцев из Милана, и обосновалась в Милане, где продолжала жить под покровительством Изабеллы д’Эсте (старшей сестры Беатриче д’Эсте), сначала в Кремоне, затем в Рокка ди Канетто (Мантуя).

Портрет

Еще одно изображение, связывавшееся с её именем
Женский портрет работы Бернардо Мартини, по некоторым предположениям — изображение Лукреции

Действительно ли портрет изображает Лукрецию Кривелли, точно сказать нельзя. Но поскольку полотно написано в первый миланский период Леонардо, и женщина богато одета, она вероятно являлась видной персоной при миланском дворе того времени.

Имя Лукреции Кривелли всплыло в качестве предполагаемой модели в 1804 году (по версии Carlo Amoretti)[2]. Эта версия имеет подкрепление в виде трех эпиграмм из автографа Леонардо Codex Atlanticus, восхваляющих красоту Лукреции и возможно посланных ему придворным поэтом[3][4].

Латынь Перевод

I. Ut bene respondet Naturae Ars docta! dedisset
      Vincius, ut tribuit cetera, sic animam.
Noluit ut similis magis haec foret; altera sic est:
      possidet illius Maurus amans animam.

Сколь сообразно наук искусство Природе! Снабдил бы
      Винчи и душу таким, чем остальное снабжал.
Не пожелал ничего добавить, но это не надо:
      ибо возлюбленный той Моро душой овладел.

II. Hujus, quam cernis, nomen Lucretia. Divi
Omnia cui larga contribuere manu,
Rara huic forma data est. Pinxit Leonardus, amavit
Maurus, pictorium primus hic, ille ducum.

Знаешь которую, та зовется Лукреция. Боги
      щедро обильной рукой ей даровали всего.
Редкой была красоты. Писал Леонардо, влюблен был
      Моро — правителям царь этот, художникам тот.

III. Naturam, ac superas hac laesit imagine Divas,
      pictor: tantum hominis posse manum haec doluit.
Illae longa dari tam magnae tempera formae,
      quae spatio fuerat deperitura brevi.

Вышним картиной такой богиням, художник, бросая
      вызов, природу рукой кто человеческой мог
так бы улучшить? Красе, дана что великая, меру
      сам обозначишь — сама скоро угаснет она.[5].

Таким образом, безусловно, что Леонардо написал какой-то портрет указанной дамы, но именно ли этот — неизвестно.

Примечания

  1. A history of milan under the sforza
  2. Carlo Amoretti, Memorie storiche su Leonardo da Vinci, Milan, 1804, p.39.
  3. Codex Atlanticus, f.456v
  4. The notebooks of Leonardo da Vinci — Google Книги
  5. Перевод Гая Севера

Лукреция Кривелли.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24