Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Лужин Петр Петрович

(перенаправлено с «Лужин Петр Петрович»)
Перейти к: навигация, поиск
Пётр Петрович Лужин
Создатель: Достоевский Фёдор Михайлович
Произведения: Преступление и наказание
Пол: мужской
Национальность: русский
Возраст: 45 лет
Дата рождения: неизвестно
Дата смерти: неизвестно
Семья: дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой
Дети: нет

Лужин Пётр Петрович — персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Вместе с персонажем Свидригайлова образует в романе систему двойников Родиона Раскольникова.[1].

Лужин в романе

Лужину 45 лет. Он юрист, надворный советник. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, сватается к сестре Раскольникова Дуне (Авдотье Романовне). Прибытие в Петербург и знакомство с Раскольниковым перерастает в ссору. Новая встреча, на квартире, где остановилась Дунечка с матерью, вновь перерастает в ссору. Дунечка говорит Лужину, что она не выйдет за него, и Лужина выгоняют. На поминках Мармеладова Лужин, желая отомстить, подсовывает в карман Соне сторублевый билет и пытается выставить её воровкой, однако сосед по квартире Лебезятников разоблачает Лужина, и тот покидает поминки. Больше в романе он не упоминается.

Внешность

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин»

.

Характер

Лужин — деловой человек, преуспевающий. В общении прямолинеен. Практичен и рационален. Интуиции не верит, не эмоционален. Не брезглив в моральном плане, подловат. Любитель сплетен (Достоевский писал о нём: «При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне»[2]). Не признает благородства и бескорыстной честности. Его задача в жизни — сколотить капитал, сделать карьеру. Считает себя тем, кто относится к разряду «новых людей» и возлагает надежды на видоизменившиеся времена. Имеет свою «теорию» как и Раскольников. В ней он говорит о том, что человек должен быть эгоистом, а раз себе поможет так и другим через себя поможет.

Прототипы

Одним из прототипов Лужина некоторые исследователи (Л. П. Гроссман[3], М. С. Альтман) считают стряпчего Павла Петровича Лыжина (шурина Генриха Шлимана[4]), бывшего одним из кредиторов Достоевского (в 1865 году за неплатёж по векселям Лыжину и крестьянину Пушкину была произведена опись имущества писателя). В черновиках «Преступления и наказания» этот персонаж дважды прямо назван Лыжиным[5]. По мнению Б. Н. Тихомирова, Достоевский наделил Лужина и нравственным обликом своего кредитора. В частности, в 1866 году Лыжин был выбран в качестве своего адвоката одним из подсудимых по «делу Каракозова», однако от защиты отказался, ссылаясь на неучастие в уголовных делах. Тихомиров делает вывод, что таким образом Лыжин, прежде связанный со средой «прогрессистов» (иначе чем объяснить выбор подсудимого), решил с изменением внутриполитической конъюнктуры отмежеваться от неё — что напоминает стремление Лужина к общению с Лебезятниковым и дальнейший разрыв[6].

Наряду с Лыжиным в качестве прототипа Лужина называют и мужа сестры писателя Петра Андреевича Карепина[7]. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку. В 1844 году, выйдя в отставку и нуждаясь в деньгах, Достоевский решает отказаться от своей доли наследства за 1000 рублей серебром, однако Карепину, считающему себя опытнее в деловых и жизненных вопросах, не нравится как этот план, так и образ мыслей Достоевского вообще. Например, в одном из писем Карепин пытается образумить Достоевского так: «Вам ли оставаться при софизмах портических, в отвлеченной неге и лени Шекспировских мечтаний? На что они, что в них вещественного, кроме распаленного, раздутого, распухшего — преувеличенного, но пузырного образа?» «Если вы считаете пошлым и низким трактовать со мною о чем бы то ни было,.. то все-таки вам не следовало бы так наивно выразить свое превосходство заносчивыми унижениями меня, советами и наставлениями, которые приличны только отцу, и шекспировским мыльным пузырем. Странно: за что так больно досталось от вас Шекспиру. Бедный Шекспир!» — отвечает ему Достоевский. В другом письме Фёдор Михайлович прямо замечает Карепину: «Вы человек деловой, Петр Андреевич, Вы и с нами действуете, как человек деловой, не иначе, и так как Вы человек деловой…»[8]. При этом некоторые исследователи склоняются к тому, что образ Карепина, созданный Достоевский на основании писем, не вполне точен, приводя слова брата писателя, называвшего опекуна «не просто добрым, но евангельски-добрым человеком» (да и просьбу Достоевского Карепин в итоге удовлетворил, выделив ему желаемую сумму из собственных средств)[9].

Кроме того, по мнению Н.Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Авдотьи Романовны Раскольниковой[7].

Литературоведы о персонаже

Иннокентий Анненский считал, что взаимная неприязнь между Лужиным и Раскольниковым обусловлена их внутренним сходством. «От Лужина, если не до самого Раскольникова, то, во всяком случае, до его „Наполеона“, до мыслишки-то его — в сущности, рукой подать. Ведь и жертва-то облюбована Лужиным, да еще какая! И спокойствие-то ему мечтается, и фонд сколачивается, и арена расширяется, да и риск есть, и даже до сладострастия соблазнительный риск. Вы только сообразите: Лужин и Дунечка… Куда уж тут Родиным статейкам… В этом, конечно, и заключается основание ненависти между Лужиным и Раскольниковым. Не то чтобы они очень, слишком бы мешали друг другу, а уж сходство-то чересчур „того“: то есть так отвратительно похожи они и так обидно карикатурят один другого, что хоть плачь»[10].

Делались попытки соотнести Лужина Достоевского и с его однофамильцем — персонажем Набокова. О. Меерсон, посчитав (на основании концепции Бахтина), что герой Достоевского всегда сложен и противоречив, а Лужин «монологичен, предсказуем, завершён, самодоволен», делает вывод, что этот персонаж является исключением «в мире самого Достоевского» и «нуждается в защите и оправдании с точки зрения норм самого Достоевского», и что именно эту защиту Лужина от его создателя и осуществляет Набоков в соответствующем романе, выступая тем самым апологетом метода Достоевского, согласно которому «нечего на человеке ставить крест»: «дескать, и в Лужине можно найти начало незавершимости и бесконечности личности, а то и личного страдания, больного места, усложняющего характер»[11]. С ней спорит Г. М. Ребель, замечая, что утверждение Меерсон базируется на абсолютизации положений концепции Бахтина, более того, что «такая безапелляционная экстраполяция одного из художественных принципов Достоевского на всё и вся в его художественном мире в немалой степени противоречит идеям самого Бахтина. Если у Достоевского, по Бахтину, „две мысли… — уже два человека, ибо ничьих мыслей нет, а каждая мысль представляет всего человека“, то это ведь, в свою очередь, означает, что человек сводится к своей мысли или к мысли другого о себе…». Таким образом, Лужин «запрограммирован на роль подлеца, которую отрабатывает, как заданный урок, даже вопреки собственному настойчиво декларируемому прагматизму», тем самым персонифицируя буржуазно-меркантильную сторону идеи Раскольникова о вседозволенности. «Иными словами, Лужин в романе „Преступление и наказание“ именно таков, каким он нужен был Достоевскому, и вносить поправки в концепцию этого характера (да еще Набокову!) было бы по меньшей мере странно. Еще страннее доказывать… факт защиты Лужина от его создателя Достоевского тем, что Лужин Набокова определенными своими чертами напоминает князя Мышкина, — так ведь князя Мышкина, а не Лужина, с которым у него ничего общего нет.»[12]

Актеры, сыгравшие Лужина

  • Джин Локхарт (1935, США)
    Владимир Басов — исполнитель роли Лужина в советском фильме 1969 года
  • Бернар Блие (1956, Франция)
  • Жан Мико (1971, Франция, телефильм)
  • Владимир Басов (1969, СССР)
  • Йозеф Гибронка (1998, США, телефильм)
  • Дэвид Хэйг (2002, Англия, телефильм)
  • Андрей Зибров (2007, Россия, телефильм)

Примечания

  1. Роль «двойников» при выявлении авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // А. П. Шмакова Университетское образование: культура и наука: материалы международного молодёжного научного форума: 14-15 июня 2012 г. Часть I. — Ульяновск: УлГПУ, 2012. — С. 363-368. — ISBN 978-5-86045-546-7.
  2. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1989—1996. Том 5. Примечания
  3. Гроссман Л. П. Город и люди «Преступления и наказания» // Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1935. С. 7, 36-37
  4. Богданов И. А. Генрих Шлиман. Русская авантюра. — М.: АСТ: Олимп, 2008. — 415 с
  5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 7. С. 94, 136
  6. http://www.rfh.ru/downloads/Books/124493032.pdf Б. Н. Тихомиров. С Достоевским по Невскому проспекту, или Литературные прогулки от Дворцовой площади до Николаевского вокзала. Спб, 2012
  7. ↑ Наседкин Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. М. — Алгоритм, 2003
  8. Письма: в 4-х т., под ред. и с примеч. А. С. Долинина.- М.: Гослитиздат, Ленинград. отд-ние, 1959.- 606 с.
  9. Игорь Волгин. Сага о Достоевских // «Октябрь» 2006, № 11
  10. И. Ф. Анненский Искусство мысли. Достоевский в художественной идеологии
  11. Меерсон О. Набоков-апологет: защита Лужина или защита Достоевского? // Достоевский и XX век. М.: ИМЛИ РАН, 2007. Т. 1
  12. Г. М. Ребель. Полифония: «лежачий камень» литературоведческого термина // Вестник удмуртского университета, 2011, вып. 4

Лужин Петр Петрович.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24