Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Лисса

Лисса (др.-греч. Λύσσα «бешенство»), от λύκος, «волк», — в древнегреческой мифологии божество[1], персонификация бешенства и безумия. Порождена Ночью и Ураном[2]. Насылает безумие на Миниад из Орхомена[3], на собак Актеона, на Геракла, который убивает своих детей. Действующее лицо трагедии Еврипида «Геракл». Еврипида «Геракл». В этой трагедии богиня Гера приказывает Лиссе лишить героя рассудка. В приступе безумия Геракл убивает жену и детей. Для того, чтобы прекратить приступ безумия, Афина ударом огромного камня повергает Геракла в тяжёлый сон.[4]

Интерпретация

В древнегреческом эпосе состояние боевого исступления обозначалось словом λύσσα, то есть «ярость воителя, который благодаря ей становится неуязвимым и уподобляется волку или псу» [5]. Это состояние исступления сопрождалось не только "бешенством", но и потерей осознания своего "Я" и ощущением подчинения чужой (божественной) воле: «Отвагу, позволявшую воину совершать столь блестящие подвиги, он черпал в своего рода экзальтации, воинском неистовстве (lyssa), в которое он был ввергнут помимо своей воли, вдохновленный богом (menos)"[6].

В «Илиаде» слово λύσσα и его производные три раза относятся к Гектору (I 239; 305; N 53) и один раз к Ахиллу (Ф 542 — 543), т. е. к самым выдающимся героям обеих воюющих сторон. "Лучшее описание состояния, называемого λύσσα, содержится в стихах 237 — 239 IX песни «Илиады»: Έκτωρ δέ μέγα σθένεϊ βλεμεαίνων I μαίνεται έκπάγλως, πίσυνος Διί, ούδέ τι τίει I άνέρας ούδέ θεούς· κρατερή δέ έ λύσσα δέδυκεν — «Гектор же, весьма кичась силой, ужасно неистовствует, уповая на Зевса, и ни во что не ставит ни мужей, ни богов, ведь его охватила мощная λύσσα». Позже, когда это слово утеряло свое специфическое значение, связанное с воинской доблестью, оно продолжало относиться к священному иступлению вакханок [7]

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.58
  2. Еврипид. Геракл 824, 845
  3. Эсхил. Шерстечесальщицы, фр.169 Радт
  4. мифологии]
  5. Иванчик А.И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Москва, Берлин: Палограф, 2005, глава «Другие свидетельства о воинах-псах»
  6. Вернан Жан-Пьер,Происхождение древнегреческой мысли, стр.12
  7. Иванчик А.И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Москва, Берлин: Палограф, 2005, глава «Другие свидетельства о воинах-псах».


Лисса.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24