Лидеры эскадренных миноносцев типа «Бизон» | ||
---|---|---|
Bison classe contre-torpilleurs | ||
|
||
Лидер эскадренных миноносцев «Гепард» типа «Бизон» | ||
Основная информация | ||
Тип | Лидер эскадренных миноносцев | |
Государство флага | Франция | |
Параметры | ||
Водоизмещение | Cтандартное — 2436 т, нормальное — 2700 т полное — 3200 т |
|
Длина | 130,2 м | |
Ширина | 11,76 м | |
Осадка | 4,68 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 ТЗА Parsons или Zoelly 4 паровых котла Penhoët |
|
Мощность | 64 000 л. с. | |
Скорость | 35,5 узла | |
Дальность плавания | 3000 миль на 14 узлах 750 миль на 35 узлах |
|
Экипаж | 230 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 5 × 1 — 138-мм/40 | |
Зенитная артиллерия | 4 × 1 — 37-мм/50 2 × 2 — 13,2-мм пулемёта |
|
Торпедно-минное вооружение | 2 × 3 — 550-мм торпедных аппарата[1][2] |
Лидеры эскадренных миноносцев типа «Бизон» — тип лидеров французского флота времён Второй мировой войны. Развитие лидеров типа «Ягуар». Всего построено шесть единиц в серии: «Бизон» (фр. Bison), «Гепард» (фр. Guepard), «Лион» (фр. Lion), «Вальми» (фр. Valmy), «Вобан» (фр. Vauban), «Верден» (фр. Verdun)[3].
Официально именовались контр-миноносцами (фр. contre-torpilleurs) и фактически не являлись лидерами эсминцев в традиционном понимании, так как предназначались для действий в однородных соединениях и должны были исполнять функции лёгких крейсеров. Фактически их можно было бы назвать истребителями эсминцев[4]. Не имели прямых аналогов за рубежом. Стали первыми кораблями семейства 2400-тонных лидеров. Тип «Бизон» известен также как тип «Гепард». Дальнейшим развитием класса во французских ВМС стали лидеры типа «Эгль».
Содержание |
Хотя результаты испытаний лидеров типа «Ягуар» были в целом хорошими, французский флот не считал их достаточно удачными кораблями. Особые нарекания вызывало вооружение, поскольку «ягуары», будучи значительно крупнее эсминцев типа «Бурраск», несли лишь на одно 130-мм орудие больше. Требовалось усилить вооружение до показателей достойных для столь крупного корабля[5].
В 1923 году шефом секции лёгких кораблей в Техническом отделе Морского генерального штаба стал инженер-генерал М. Антонэ. Для достижения явного огневого превосходства над вероятным противником, он предложил использовать 138-мм орудия. Так появился тип 2400-тонных лидеров, которых было в итоге построено 18 единиц в трёх сериях. Первой серией стали лидеры типа «Бизон»[6].
заложен | спущен | вступил в строй | судьба | |
---|---|---|---|---|
«Бизон» | 14 марта 1927 года | 29 октября 1928 года | 10 октября 1930 года | 3 мая 1940 года потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками Ju-87 возле норвежского порта Намсус |
«Гепард» | 14 марта 1927 года | 19 апреля 1928 года | 13 августа 1929 года | Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года |
«Лион» | 6 августа 1926 года | 5 августа 1929 года | 21 января 1931 года | Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года |
«Вальми» | 5 мая 1927 года | 19 мая 1928 года | 1 января 1930 года | Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года |
«Вобан» | 22 мая 1927 года | 1 февраля 1930 года | 9 января 1931 года | Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года |
«Верден» | 10 августа 1927 года | 4 июля 1928 года | 1 апреля 1930 года | Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года |
Корабль был построен на верфи Арсенала Лорьяна (фр. Arsenal de Lorient)[7]. Ночью 8 февраля 1939 года, участвуя в учениях Атлантической эскадры, столкнулся с лёгким крейсером «Жорж Леги». В результате столкновения была оторвана носовая часть лидера, которая затонула с находившимися на ней 15 моряками. Кроме того погибло ещё три человека, 14 было ранено и контужено. Повреждённый лидер отбуксировали в Лорьян и поставили на ремонт в сухом доке. Ремонт завершился в августе 1939 года[8].
Гаррос Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне
Лидеры эскадренных миноносцев типа «Бизон».