Город
|
Ле́пель (белор. Лепель) — город на севере Белоруссии, административный центр Лепельского района. Расположен на юго-восточном берегу Лепельского озера в 155 км от Минска и 110 км от Витебска. Через город протекают реки Улла и Эсса. Население — 17,4 тыс. человек (2010).
Содержание |
Впервые Лепель упоминается в 1439 году как поместье Витебского костёла на острове Лепельского озера. В 1558—1583 годах здесь существовал Лепельский замок. В 1563 году Лепель получает статус города и переходит в пожизненное пользование Юрия Зеновича, смоленского каштеляна, а после его смерти — полоцкого воеводы Николая Дорогостайского. Город в то время располагался на острове и западном берегу Лепельского озера (теперь — деревня Старый Лепель).
Польский король Стефан Баторий вернул Лепель католическому капитулу. В 1586 году капитул продал лепельское имущество Льву Сапеге. Последний основал в деревне Белой за 3 километра от былого Лепеля Белый Лепель или Новый Лепель (ныне — Лепель). В 1609 году Лепель был передан виленскому монастырю бернардинок.
После второго раздела Речи Посполитой Лепель вошёл в состав Российской империи; в 1802 году становится центром уезда. К 1805 году построена Березинская водная система, дирекция которой располагалась в Лепеле. Во время войны 1812 года город понёс большие потери. При дирекции каналов с 1833 по 1839 годы работал Ян Чечот. В 1852 году город получил герб. К 1913 году Лепель потерял своё стратегическое и торговое значение. Cтроения и оборудование Березинской водной системы были законсервированы, однако продолжал работать обслуживающий персонал. Половину жителей города составляли евреи, занимающиеся торговлей.
После разгрома основных сил советского Западного фронта в Белостокском и Минском «котлах» немецкие войска группы армий «Центр» вышли на оперативный простор и начали продвижение к линии рек Западная Двина и Днепр. Лепель, в районе которого располагались крупные военные склады, обороняли только курсантский полк Лепельского артиллерийско-минометного училища (дислоцировалось в поселке Боровка), а также отошедшие на восток отдельные подразделения и пограничники. Возглавил оборону начальник Лепельского гарнизона генерал-майор Б.Р. Терпиловский. На рассвете 2 июля 1941 года немецкая авиация совершила первый налет на Лепель, а к вечеру к городу подошел передовой отряд немецкой 7-й танковой дивизии и начал обстрел со стороны деревни Стаи.
3 июля Лепель был занят противником. На следующий день немецкие войска переправились через р. Улла и продолжили наступление на восток. Группа генерал-майора Б. Р. Терпиловского приняла участие в обороне Витебска, затем уцелевшие курсанты были направлены в Барнаул — место новой дислокации училища.
6-10 июля 1941 года советские войска предприняли наступление на Лепельском направлении (так называемый «Лепельский контрудар»), которое закончилось провалом.
Евреи Лепеля, не успевшие эвакуироваться, были согнаны нацистами в Лепельское гетто и в феврале 1942 года убиты.
Лепель был освобожден 28 июня 1944 года в ходе Витебско-Оршанской операции войсками 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронта.
Город расположен при озере Лепель, по которому и назван. Гидроним из латыш. Leрjа (латыш. lepa «кувшинка, водяная лилия», лит. lepis «белокрыльник болотный»)[1] или из латыш. liepa «липа» с балтийским суффиксом -el-[2].
По одной из гипотез город был построен на месте, где были распространены гончарные искусства, в особенности лепка, отсюда и название
.В городе действуют следующие предприятия:
Город Лепель — автомобильный транспортный узел. По восточной границе города проходит магистраль М3. Помимо этого, Лепель связан сетью автодорог с другими городами Республики: Р15 (Кричев — Орша — Лепель), Р46 (Лепель — Полоцк — граница Российской Федерации), Р86 (Богушевск (от M8) — Сенно — Лепель — Мядель), Р116 (Ушачи — Лепель). Автовокзал Лепеля обслуживает автобусы более чем 15 направлений, в том числе на Минск, Витебск, Полоцк, Новополоцк, Санкт-Петербург, Бобруйск, Гродно, Борисов, Верхнедвинск, Докшицы.
В городе есть действующий железнодорожный вокзал. Железная дорога связывает Лепель с Оршей. Дважды в сутки по будням и трижды по выходным и праздничным дням между городами курсирует пассажирский дизель-поезд.
Городской общественный транспорт представлен автобусами.
В городе действует краеведческий музей. Работает Дом ремесел и Дом культуры. Регулярно проводится конкурс «Матчыны кросны».
Центр города
Костёл Святого Казимира
«Первое упоминание про Лепель»
На центральной площади
Старинное здание
Лепель.