Лейли и Меджнун | |
Leyli və Məcnun لیلی و مجنون |
|
Первая афиша «Лейли и Меджнун», Баку, 1908 год |
|
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Источник сюжета |
поэма Физули «Лейли и Меджнун» |
Жанр | |
Количество действий |
5 |
Год создания | |
Первая постановка |
12 (25) января 1908 |
Место первой постановки |
Театра Г. З. Тагиева, Баку |
«Лейли́ и Меджну́н» (азерб. Leyli və Məcnun, لیلی و مجنون) — первая азербайджанская опера, написанная Узеиром Гаджибековым в 1907 году[1]. Основана на трагедии Физули «Лейли и Меджнун». Первая опера на мусульманском Востоке[2].
Содержание |
Опера написана в 1907 году. Либретто оперы было написано Узеиром Гаджибековым и его братом Джейхуном[3]. В последние дни 1907 года репетиции оперы, по предложению близкого друга Узеира Гаджибекова Имрана Касумова (первого, кто сыграл роль отца Лейли), проходили в его просторной квартире[1]. Первая постановка оперы «Лейли и Меджнун» состоялась 12 (25) января 1908 в помещении театра азербайджанского нефтепромышленника Г. З. Тагиева в Баку. Режиссёром первой постановки был Гусейн Араблинский, дирижировал Абдуррагим-бек Ахвердиев. В ролях выступили: Гусейнкули Сарабский (Меджнун), Абдуррахман Фараджев (Лейли), Дж. Дагестани (Ибн Салам), Мирмахмуд Казимовский (мать Меджнуна), Мирза Мухтар (отец Меджнуна), Имран Касумов (Кенгерли) (отец Лейли), Дж. Везиров (мать Лейли). Соло на таре исполняли Курбан Пиримов и Ширин Ахундов. Сам Узеир Гаджибеков исполнял партию на скрипке в оркестре. Позднее Г. Сарабский в изданных им в 1930 году воспоминаниях пишет:
«…После этой постановки многие стали называть меня Меджнуном. Я дорожил этим именем, я гордился им. Народ, встречавший раньше меня на улице с усмешкой, теперь принимал с уважением и любовью…»[4]— (Г. Сарабский, Воспоминания)
Оперой Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» была заложена основа азербайджанской оперы. Композитор стал основоположником жанра мугам-оперы. Впоследствии он вспоминал:
В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее успех «Лейли и Меджнун» был большой. Он объясняется, по моему мнению, тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в «Лейли и Меджнун» сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет.[5] |
.
Узеир Гаджибеков остановил выбор на поэме Физули «Лейли и Меджнун» и на жанрах народной музыки, что положительно повлияло на восприятие произведения в мусульманском обществе.
Тридцать лет подряд опера «Лейли и Меджнун» ставилась каждый сезон. Первая постановка оперы за пределами Азербайджана прошла в Тифлисе[6]. Новые постановки оперы осуществлялись режиссёрами С. Дадашевым (1935, 1958), М. Мамедовым (1955, 1976), Ф. Сафаровым (1994). В главных ролях выступали А. Садыгов, Г. Гаджибабабеков, А. Алиев, Б. Гашимов, Г. Аскеров, Дж. Акперов, А. Бабаев, А. Касумов (Меджнун), С. Каджар, Агигат Рзаева, Г. Гасанова, Рубаба Мурадова, С. Кадымова, 3ейнаб Ханларова, Н. Мамедова. С. Исмайлова, Г. Кулиева (Лейли) и др. Композитору Н. Аливердибекову принадлежит новая оркестровая редакция оперы. Либретто оперы было впервые издано в 1912 году в Баку типографией братьев Оруджевых. Клавир оперы издан в 1959 году, партитура — в 1983 году (главный редактор Кара Караев, редактор Н. Аливердибеков, автор предисловия и комментариев 3. Сафарова)[1].
В дальнейшем опера была поставлена на сценах многих городов мира. Произведение Узеира Гаджибекова исполнялось в таких городах, как[7][8][9][10]:
В 2008 году согласно Распоряжению Президента Азербайджанской Республики в Азербайджане официально отмечалось 100-летие создания оперы[10]. В этом же году 100-летний юбилей оперы был отмечен в рамках ЮНЕСКО[11]. За прошедшее время (до 2009 года) опера была поставлена более 20 000 раз[11][12]. 23 ноября 2008 года в столице Катара городе Доха состоялась мировая премьера мультимедийной аранжировки оперы «Лейли и Меджнун» в исполнении ансамбля Йо-Йо Ма как с участием западных, так и восточных музыкантов[13].
В следующем году «Лейли и Меджнун» стала частью программы проекта «Шёлковый путь» известного виолончелиста Йо-Йо Ма, с использованием традиционных восточных инструментов, а также с участием известного вокалиста, исполнителя мугама Алима Гасымова и его дочери Фарганы Гасымовой. Консультантом проекта являлся этномузыковед, профессор Университета Индианы и Бакинской музыкальной академии Аида Гусейнова[14].
В первой редакции опера состояла из 5 актов и 6 картин, впоследствии из 4 актов, 6 картин. «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова является первой оперой созданной на основе синтеза классической оперной музыки и азербайджанского мугама. При написании оперы автор использовал следующие виды мугама: сейгях, мансурийа, чахаргях, шур, симаи-шэмс, сарендж, раст, шуштер, харидж-сейгях. [15]
Персонажи | Голоса |
---|---|
Лейли | сопрано |
Меджнун | тенор |
Мать Меджнуна | сопрано |
Отец Меджнуна | тенор |
Мать Лейли | меццо-сопрано |
Отец Лейли | баритон |
Ибн-Салам | тенор |
Новфель | баритон |
Зейд | тенор |
1-й араб | тенор |
2-й араб | тенор |
Меджнун ждет появления Лейли находясь на лужайке перед школой. При появлении Лейли, Гэйс (Меджнун) признается ей в любви. Любовь взаимна — и Лейли также признается в любви Гэйсу (Меджнун), на что в ответ, оба героя слышат голос хора, предупреждающий их о наказании со стороны родителей. После чего Лейли уходит и Гэйс (Меджнун) остается один. Далее начинается диалог Гэйса (Меджнуна) с его родителями о его любви к Лейли и мольбы о сватовстве. Он сообщает родителям о том, что он сходит с ума и стал Меджнуном — влюбленным без ума. В ответ на это отец обещает, что пойдет сватать Лейли для сына сам.
Второе действие начинается с хора девушек, олицетворяющего общественное мнение, в форме обращения в матери Лейли. Мать девушки слышит слова о том, что первая любовь Лейли является позором для семьи, что плохие слухи уже распространились в народе и срочно надо спасать репутацию семьи. Мать Лейли решает узнать больше о новом женихе дочери. В ответ она слышит отрицательное мнение знакомых и родственников, называющих Гэйса сумасшедшим — то есть Меджнуном.
- Он Меджнун, он одержим,
- И смеются все над ним,
- Разве он подстать Лейли,
- Чтоб ему отдать Лейли
- Нет — нет — нет
- Вот наш совет…[16]
На следующий день родители Меджнуна идут в дом к родителям Лейли, сватать невесту, на что, отец Лейли отвечает отказом. В то же время, он дает согласие на замужество дочери другим сватам — от богатого и знатного Ибн-Салама.
В то время, как в доме Ибн-Салама гости поздравляют его, Меджнун плачет от горя на улице, потеряв надежду. В этот момент Лейли и Ибн-Салам спорят о любви Лейли и Меджнуна. Ибн-Салам заявляет девушке, что мол пора ей забыть о Меджнуне так же, как и «он забыл о любви этой». Лейли на это отвечает, что она любит Меджнуна, и просит Ибн-Салама повременить со свадьбой, в надежде на то, что вскоре «угаснет эта любовь».
В лесу незадолго до рассвета. Действие происходит на фоне горы вдали. Лейли гуляет по саду слушая пение соловья и думая о Меджнуне. В то же время, отец Меджнуна, впавшего в недуг от любви к Лейли просит о помощь прохожих. Он сообщает им о неизлечимом недуге единственного сына — о любви Меджнуна к Лейли.
Произведения Узеира Гаджибекова | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
100px | ||||||||||||||||
|
Лейли и Меджнун • Аршин Мал-алан (1916) • Аршин Мал-алан (1945) • Не та, так эта • Аршин Мал-алан (1965) | |||||||||||||||||
и труды |
Музыкально-просветительные задачи в Азербайджане • Основы азербайджанской народной музыки • О музыкальном искусстве Азербайджана |
Лейли и Меджнун (опера).