Легенда о Солнцах — ацтекский миф из финальной части рукописи «Кодекс Чимальпопоки», созданная в начале XVII века, памятник литературы ацтеков, записанный на науатль латиницей, и восходящий к доиспанским прототипам. Название присвоено мексиканским исследователем начала ХХ века Ф. де Пасо-и-Тронкосо. Переведена на русский язык специалистами по доколумбовым цивилизациям Виктором Талахом и Сергеем Куприенко (Украина, Киев, 2013).
Кодекс Чимальпопоки
Состав кодекса
«Кодекс Чимальпопоки» делится на три части. Первые 68 страниц занимает упомянутая уже «Летопись Куаутитлана», излагающая события от «сотворения мира» до 1563 года, с добавлениями, сделанными в 1570 г. На следующих трех листах приводится составленное по-испански сочинение индейского священника Педро Понсе де Леона [Pedro Ponce de León] (1546?-1628?) «Краткое сообщение о богах и обрядах язычества» («Breve relación de los dioses y ritos de la gentilidad»). Наконец, страницы с 75 по 84 занимает текст, которому мексиканский исследователь начала ХХ века Ф. де Пасо-и-Тронкосо дал название «Легенда о Солнцах».
Содержание легенды
«Легенда о Солнцах» начинается с сообщения о предыдущих мировых эпохах и, через серию мифологических и исторических эпизодов, ведет к завоеваниям последнего ацтекского правителя Мотекусомы II. Это своего рода «краткий курс» всемирной истории в её индейской версии. Число и порядок мировых эпох совпадают с представленными на официальных теночтитланских памятниках, таких, как гигантский «Камень Солнц» из Мехико, «Камень Солнц» из Чикагского музея изящных искусств, «Йельский Камень Солнц». Таким образом, мы по всей видимости имеем дело с памятником, принадлежащим к ацтекской теночтитланской традиции. Частые обороты «вот это», «вот показано, как» однозначно указывают, что «Легенда о Солнцах» является записью, своеобразной стенограммой рецитации, чтения-толкования некоего пиктографического памятника. При этом начальный раздел «Легенды» (описания предыдущих мировых эпох) имеет прямые соответствия на первых страницах «Кодекса Риос» («Ватиканский кодекс 3738»), а заключительный (хронология правлений и перечень завоеваний правителей Теночтитлана) — с исторической частью «Кодекса Мендоса». И хотя оба названных кодекса созданы уже в колониальную эпоху, их пиктографическая часть в указанных разделах несомненно воспроизводит доиспанские образцы. Эпизод с рождением Солнца и Луны в Теотиуакане представлен на страницах 42-44 несомненно доиспанского «Кодекса Борджиа». Следует отметить, что текст «Легенды о Солнцах», за исключением вводной даты и двух финальных приписок, сделанных через три года после создания основного повествования, начисто лишён следов европейского влияния. Из этого можно сделать вывод, что основой для записи послужил не дошедший до нас доколониальный пиктографический документ, составленный в конце правления Мотекусомы II. В «Легенде» мы встречаем целиком самобытное изложение ацтекского взгляда на прошлое мира и человечества.
Публикации
Впервые «Легенда о Солнцах» была опубликована в 1903 г. Ф. дель Пасо-и-Тронкосо. В 1938 г. увидел свет немецкий перевод В. Леманна, в 1947 — испанский перевод П. Ф. Веласкеса. В 1992 г. одновременно вышли фундаментальное исследование «Кодекса Чимальпопоки» Дж. Бьерхорста с английскими переводами текстов и литературный английский перевод «Легенды», принадлежащий супругам Р. и П. Меркменам. Наконец, в 1998 г. свой вариант английского перевода текста предложил В. Джинджерич.
На русском языке
Примечания
Библиография
- Bierhorst, John / Trans. & ed. History and Mythology of the Aztecs: The Codex Chimalpopoca. Tucson: University of Arizona Press, 1992.
- Gingerich, Willard. Tlamachilliztlatolçaçanilli. A Performance Translation of the Nahuatl «Wisdom-discourse Fables» from the Manuscript of 1558 // Estudios de Cultura Nahuatl, 28, 1998. — Pp. 159—196.
- Lehmann, Walter / Ed. & trans. Die Geschichte der Kiinigreiche von Colhuacan und Mexico. Quellenwerke zur alten Geschichte Amerikas, vol. l. — Stuttgart und Berlin: Verlag von W. Kohlhammer, 1938.
- Markman, Roberta and Peter Markman. The Flayed God: The Mesoamerican Mythological Tradition. — San Francisco: Harper San Francisco, 1992.
- Paso y Troncoso, Francisco del. Leyenda de los soles, continuada con otras leyendas y noticias // Biblioteca Náuatl, № 5:1. — (México:) 1903. — Pp.1-40.
- Velázquez, Primo Feliciano / Trans. & ed. Códice Chimalpopoca: Anales de Cuauhtitlan y Leyenda de los Soles. — México: UNAM, 1947.
- Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / ред. С. А. Куприенко, В. Н. Талах. — Киев: Видавець Купрієнко С. А., 2013. — 317 с. — ISBN 978-617-7085-06-4.
См. также
Ацтеки |
Предыстория |
Акольуа | Тольтеки | Чичимеки |
|
Города и регионы |
Аскапоцалько | Коатлинчан | Теночтитлан | Тлателолько | Тескоко |
Правители Теночтитлана |
Теноч (? — ок. 1350) | Акамапичтли (1376—1395) | Уитцилиуитль (1395—1417) | Чимальпопока (1417—1427) | Ицкоатль (1427—1440) | Монтесума I (1440—1469) | Ашаякатль (1469—1481) | Тисок (1481—1486) | Ауисотль (1486—1502) | Монтесума II (1502—1520) | Куитлауак (1520) | Куаутемок (1520—1521) |
Соперники и соседи |
Кускатлан | Миштеки | Отоми | Сапотеки | Тараски | Тлашкальтеки | Акольуа |
Войско, оружие |
Армия | Оружие | Полководцы | Тактика | Цветочные войны | Копьеметалка | Воины-орлы | Воины-ягуары |
Общество, семья, экономика |
Право | Экономика | Образование | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Каналы | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика |
Мифология и религия |
Мифология ацтеков | Жертвоприношения ацтеков | Ацтлан | Толлан Истаксиуатль | Миктлан | Попокатепетль | Сенцон Тоточтин | Тональпоуалли | Тонатиу | Топильцин Се Акатль Кецалькоатль | Чикомосток | Кетцалькоатль | Коатликуэ | Мишкоатль | Сипактли | Тлалок | Уицилопочтли | Чак | Эекатль | Ометеотль | Месоамериканская игра в мяч | Темпло Майор | День Мёртвых |
Язык, письменность, источники |
Астекское письмо | Астекские языки | История народа чичимеков | Ацтекские кодексы | Кодекс Борджиа | Кодекс Ботурини | Кодекс Мальябекки | Кодекс Мендоса | Кодекс Теллериано-Ременсис | Тринадцатое сообщение | кодекс Аскатитлан | Бурбонский кодекс | Ватиканский кодекс A (3738) | кодекс Вейтия | кодекс Коскатцин | карта Куаутинчана | кодекс Тудела | кодекс Иштлильшочитль | кодекс Рамирес | кодекс Обен | кодекс Осуна | анналы Тлателолько | кодекс Уэшоцинко | Флорентийский кодекс | Кодекс Чимальпопоки | Легенда о Солнцах | кодекс Шолотль | Libellus de medicinalibus indorum herbis |
Науки, философия |
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Камень Солнца | Тональпоуалли | Система счёта, мер и весов ацтеков |
Культура, искусства, литература |
Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Скульптура | Статуя Коатликуэ | Архитектура | Пирамиды Ацтеков | Живопись | Ткачество |
Разное (быт, личности, другое) |
Альтепетль | Кухня ацтеков | Одежда ацтеков |Тлатоани | Тройственный союз ацтеков | Чинампы | Пульке | Ксолоитцкуинтли |
Конкиста и ранний колониальный период |
Конкистадоры |
Альварадо, Педро де | Эрнан Кортес | Грихальва, Хуан де | Васкес де Коронадо, Франсиско | Кабрильо, Хуан Родригес | Агильяр, Херонимо де | Сандоваль, Гонсало де |
Хронисты, историки, лингвисты |
Акоста | Берналь Диас | Бернардино де Саагун | Мотолиниа | Гомара | Иштлильшочитль | Кирога | Помар | Чимальпаин |
Губернаторы |
Мендоса, Антонио де | Фуэнлеаль, Себастьян де |
События |
Испанское завоевание ацтеков | Ночь печали | Осада Теночтитлана |
См. также: Доколумбовы цивилизации | Месоамериканская хронология |