Кругобайкальский тракт - колесная почтовая дорога на юге Сибири. Часть Главного Сибирского почтового тракта.
Содержание |
Освоение и колонизация Южной Сибири подразумевала под собой строительство путей сообщения, поэтому было решено строить почтовый тракт в Сибирь. Указ о строительстве дороги был издан в 1796 году[1]. К тому же, тогдашние главные центры сибирской торговли Иркутск и Кяхта не были соединены между собой дорогой.
Первая дорога была построена в 1796 — 1801 годах и проходила через Култук и Монды в Монголию. Для соединения Кяхты с Иркутском кяхтинский купец Игумнов построил ещё одну дорогу через перевалы горного хребта Хамар-Дабан. Она и стала называться Кругобайкальской (Игумновской) Однако эта дорога не удовлетворяла потребностям быстро растущей транспортной системы Сибири. Муравьев-Амурский предложил в 1863 году построить новую дорогу, которая должна была проходить из Иркутска через Култук и Слюдянское зимовье вдоль южного берега Байкала до Посольского монастыря (ныне Посольска). Строительство было начато в 1863 и закончено в 1869 году[2].
Строительство дороги велось преимущественно ссыльными поляками. Они подняли в 1866 году восстание. Несколько групп ссыльных поляков во главе с Шарамовичем и Арцимовичем обезоружили конвой и решили прорваться к российско-китайской границе, но были схвачены и казнены в Иркутске.
В результате подъема уровня Байкала часть дороги оказалась затоплена. Наиболее ярко это видно близ Шаманского мыса, где остатки дороги выходят из Байкала и тут же в него входят. По Олхинскому плато и вдоль берега Байкала на месте Кругобайкальского тракта проходит федеральная трасса М-55. Профиль тракта практически сохранился без изменений
Это заготовка статьи об автомобильных дорогах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Кругоморский тракт.