Кре́пость (шахматы) — разновидность позиционной ничьей, тема в шахматном этюде: слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции, куда не могут проникнуть фигуры соперника. Идея в этюде разработана и введена в практику Ф. Симховичем в 1926 году.
Содержание |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Так как белые не успевают остановить превращение пешки h, они создают крепость на королевском фланге. |
В этюде Симховича на диаграмме белые не успевают остановить превращение чёрной пешки h в ферзи. Однако они могут сделать ничью, построив крепость.
Вариант 1. f6? не проходит из-за: 1... h2 2. Kрf8 h1Ф 3. Kрg7 Kрd7 4. Сf8 Kрe6 5. Kрg8 Фa8! 6. Kрg7 Kрf5 7. Kрg8 Kрg4 8. Kрg7 Фh1 9. Kрg8 Фxh7+ 10. Kрxh7 Kрxg5 и черные выигрывают.
На 1... h2 следует 2. Се5+ с выигрышем пешки.
Чёрные перекрыли диагональ а8—h1 для своего будущего ферзя. Теперь можно начинать постройку крепости:
Король в крепости и угрозы ферзя не опасны. Позиционная ничья достигнута.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45... Фb6!? Чёрные жертвуют ферзя, чтобы построить крепость. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крепость чёрных построена. Белому ферзю не прорваться за демаркационную линию. |
На диаграмме слева в партии Аршак Петросян — Ласло Хазаи, Бельгия 1970[1], позиция чёрных хуже. Их основная слабость — изолированная пешка а. Если белые сумеют выиграть её, у них появится возможность осуществить прорыв пешками на ферзевом фланге. Но чёрные приготовили оригинальную пассивную жертву ферзя.
Позиционная ошибка. Белые не были обязаны брать фигуру. Они могли продолжить 46. Фc1 с угрозой 47. К:b6+ cb 48. h4! gh 49. Фh1 и Фh3. На 47... Фa7 у белых есть план по выигрышу пешки а: Фd2, Kрb3, Кc3, Kрa4, и Кa2-c1-b3.
На диаграмме справа крепость построена. Белый ферзь не в состоянии прорваться в лагерь противника. Через несколько ходов игроки согласились на ничью.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59... Л:h4!! Чёрные уничтожают активного белого коня, чтобы после 60. Kр:h4 Сd4! ферзь белых не имел возможности выбраться из построенной крепости. |
В партии Ханс Рее — Властимил Горт, Вейк-ан-Зее, 1986 года[2] возникла позиция на диаграмме. Белые имеют ощутимое преимущество: за ферзя у чёрных ладья и слон. Однако немецкий гроссмейстер находят спасительное продолжение:
Ферзю некуда ходить. Одинокий белый король сам не в состоянии создать ничего опасного. Далее последовало:
И игроки согласились на ничью.
Шахматы. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 181. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3
Шахматная стратегия | ||
---|---|---|
Термины | Инициатива • Компенсация • Оценка позиции • Пешечная цепь • План игры • Размен | |
Приёмы атаки | Атака пешечного меньшинства • Батарея • Вторжение • Выжидательный ход • Лавирование • Открытая линия • Пешечный штурм • Преимущество двух слонов • Полуоткрытая линия • Форпост | |
Приёмы защиты | Блокада • Избыточная защита • Искусственная рокировка • Консолидация • Контратака • Контригра • Крепость • Форточка | |
Общие приёмы | Маневрирование • Подрыв центра • Позиционная жертва • Фианкеттирование |
Ничья (шахматы) | ||
---|---|---|
Пат | Бешеная фигура • Зеркальный • Правильный • Чистый • Экономичный • Эхо | |
Позиционная ничья | Блокада • Вечное нападение • (Вечный шах • Взаимное нападение • Попеременное нападение) • Крепость • Связывание и привязывание | |
Другое | Гроссмейстерская ничья • Софийские правила |
Крепость (шахматы).